Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Работа №262842

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Начальная школа-важнейший этап в процессе общего образования школьника. Современная система образования ставит задачей формирование универсальрых учебных действий. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода. В программе представлено четыре вида УУД. В начальной школе необходима реализация программы по всем четырём видам УУД. Личностные УУД отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к миру. Регулятивные УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя её по этапам. Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира. Коммуникативные УУД обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности.

Универсальныеучебные действия - это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.

Работа:

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе

Недбайло Ирина Ильинична

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа имени Т.Т.Шерета» (МКОУ «Красномихайловская СОШ имени Т.Т.Шерета»

Учитель начальных классов

 

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

ФГОС НОО – программный документ, который затрагивает и мировоззрение педагога. Запросы времени и документы ФГОС, отражающие эти запросы, ставят педагога в ситуацию профессионального поиска и профессионального роста.

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». В связи с этим современная система образования ставит своей задачей не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Программа  формирования  универсальных  учебных  действий  направлена  на  обеспечение  системно-деятельностного  подхода,  положенного  в  основу  Стандарта,  и  призвана  способствовать  реализации  развивающего  потенциала  общего  среднего  образования,  развитию  системы  универсальных  учебных  действий,  выступающей  как  инвариантная  основа  образовательного  процесса  и  обеспечивающей  школьниками  умения  учиться,  способность  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию.

 Ценностные ориентиры формирования УУД

 определяются  требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. 

     Это человек:

Ø     Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир

Ø     Владеющий основами умения учиться.

Ø     Любящий родной край и свою страну.

Ø     Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Ø     Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

Ø     Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

Ø     умеющий высказать свое мнение.

Ø     Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы  являются:

– наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– появление самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной творческой деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– становление ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт.

сформированность эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры, стремления к творческой самореализации;

– появление ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

В соответствии с ФГОС в  программе  представлено четыре вида  УУД : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Характеристики  универсальных учебных действий обучающихся раскрывают максимально достижимый результат.

В начальной школе необходима реализация программы формирования УУД по всем направлениям.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным  УУД  относятся:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

        действие смыслообразования (интерес, мотивация);

        действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

        формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

        формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

        эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

        формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

        формирование желания выполнять учебные действия;

        использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

        внутренняя позиция школьника;

         личностная мотивация учебной деятельности;

        ориентация на моральные нормы и их выполнение.

 

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

К регулятивным УУД   относятся:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс  и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

        целеполагание;

        планирование;

        прогнозирование;

        контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

        коррекция;

        оценка;

        волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД   относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников,  рабочих  тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Общеучебные универсальные действия

        самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

        поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

        структурирование знаний;

        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия

        имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

        способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

        составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

        использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

         овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным УУД  относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и  рабочих  группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

        постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

        разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

        формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

        формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

        формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

        формирование умения работать в парах и малых группах;

        формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут

        учитывать позицию собеседника (партнера);

         организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

         адекватно передавать информацию;

        отображать предметное содержание и условия деятельности

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня.


Литература:

 1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.:

Просвещение, 2010.

2. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.

3.  ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  - ФГОС НОО.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×