Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ФОРМИРОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОДУКТИВНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Работа №288416

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста является одной из основных образовательных областей развития ребенка, имеющей огромное значение для успешного обучения в школе, и в целом для познания окружающего мира. Высокая интенсивность развития воображения констатирована учеными в возрасте от 5 до 15 лет. Именно в этот период развитие воображения нуждается в специальном сопровождении.Одним из важнейших условий  развития воображения дошкольников считается продуктивная деятельность. Развивающий потенциал продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста достаточно давно является предметом психолого-педагогических исследований. Творческое воображение активно формируется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование, которые закладывают основу для развития профессионального воображения, необходимого для творческих профессий. Именно творческое воображение – одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображения одна из главных задач дошкольного воспитания. К переходу начальную школу воображение должно быть уже достаточно сформировано и первоклассник должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов и образов. Поэтому продуктивные виды деятельности как основа творческого развития дошкольника вызывают интерес с диагностической точки зрения, так как по результатам диагностики детского творчества можно проследить последовательность действий ребенка по достижению конкретного результата. Отсюда вытекает выбор темы нашего исследования «Формирование воображения старших дошкольников продуктивными видами деятельности»  

Работа:

«ФОРМИРОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОДУКТИВНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста является одной из основных образовательных областей развития ребенка, имеющей огромное значение для успешного обучения в школе, и в целом для познания окружающего мира. На разных возрастных этапах развития ребенка воображение приобретает новые характеристики. Высокая интенсивность развития воображения констатирована учеными в возрасте от 5 до 15 лет. Именно в этот период развитие воображения нуждается в специальном сопровождении. Так, один из важных вопросов дошкольной педагогики, который должен быть решен с целью предотвращения в дальнейшем резкого снижения активности воображения как необходимой человеку для разносторонней реализации личности и активизации творческого мышления способности. На начальном этапе интенсификации развития воображение является условием творческого преобразования уже имеющихся у детей знаний, что способствует саморазвитию личности, предопределяя успешность воспитательной работы со старшими дошкольниками.

С одной стороны, в педагогическом сообществе постоянно подчеркиваются требования современного общества и Федеральных государственных образовательных стандартов к формированию творческой и социально активной личности и значимость развития в этом процессе детского воображения, с другой стороны, недостаточно разработаны психолого-педагогические условия формирования креативных качеств у детей в дошкольных образовательных учреждениях. В этой связи вопрос развития воображения у старших дошкольников требует глубокого и многоаспектного изучения, что определяет актуальность данного исследования.

Одним из важнейших условий развития воображения дошкольников считается продуктивная деятельность. Развивающий потенциал продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста достаточно давно является предметом психолого-педагогических исследований. Творческое воображение активно формируется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование, которые закладывают основу для развития профессионального воображения, необходимого для творческих профессий (художник, дизайнер, изобретатель, ученый).

Именно творческое воображение – одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображения одна из главных задач дошкольного воспитания.

К переходу начальную школу воображение должно быть уже достаточно сформировано и первоклассник должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов и образов. Поэтому продуктивные виды деятельности как основа творческого развития дошкольника вызывают интерес с диагностической точки зрения, так как по результатам диагностики детского творчества можно проследить последовательность действий ребенка по достижению конкретного результата.

Отсюда вытекает выбор темы нашего исследования «Формирование воображения старших дошкольников продуктивными видами деятельности»

Целью иследования является: определение условий развития воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности.

Исходя из цели нашей выпускной квалификационной работы, были поставлены задачи, направленные на достижение поставленной цели:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

- Описать возрастные особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

- Проанализировать потенциал продуктивных видов деятельности для использования в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста.

- Определить оптимальные для развития воображения старших дошкольников виды продуктивной деятельности и способы их организации в условиях современного детского сада.

- Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи рисования в МАДОУ № 167 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.

Объект исследования: воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: продуктивная деятельность как условие развития воображения старших дошкольников.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие воображения у старших дошкольников происходит в процессе продуктивной изобразительной деятельности, и внедрение в образовательный процесс детского сада дополнительной образовательной программы будет способствовать более эффективному развитию воображения детей.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретического материала по теме исследования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы развития воображения и ее апробации в условиях детского сада на занятиях по рисованию в подготовительной группе.

В качестве основных методов исследования были определены:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- формирующий эксперимент (в форме проведения занятий с детьми по календарно-тематическому плану программы);

- констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и анализ достигнутых результатов.

База исследования. Исследование проводилось в МАДОУ № 167 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. В исследовании принимали участие 26 детей в возрасте 6-7 лет, воспитатель, педагог дополнительного образования, родители.

- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

- Описать возрастные особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте Задачи исследования:

.

- Проанализировать потенциал продуктивных видов деятельности для использования в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста.

- Определить оптимальные для развития воображения старших дошкольников виды продуктивной деятельности и способы их организации в условиях современного детского сада.

- Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи рисования в МАДОУ № 167 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.

Для решения первой и второй задачи мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения детей старшего дошкольного возраста, описали возрастные особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте, также были определены особенности творческого воображения.

Для решения третьей и четвертой задач был проанализирован потенциал продуктивных видов деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) для использования в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста. Выявлены, возможности такого вида продуктивной деятельности как рисование для эффективного развития творческого воображения старших дошкольников. Также в ходе решения задач исследования описаны способы организации занятий рисованием в условиях современного детского сада, обосновано как оптимальное комбинированное применение в обучении рисованию традиционных и нетрадиционных техник.

Таким образом, были выявлены условия, при которых развитие воображения в подготовительной группе в детского сада будет наиболее результативным. К таким условиям мы отнесли, во-первых материально-техническое оснащение детского сада – оборудования и расходных материалов; во вторых – наличие дополнительной программы, направленной на развитие детского воображения, в-третьих – заинтересованность воспитателя и педагога дополнительного образования в развитии творческого воображения детей, в-четвертых – постоянное сотрудничество с родителями и обратная связь с ними.

Разработка и апробация дополнительной образовательной программы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи рисования представляет собой решение пятой задачи исследования.

Для решения пятой задачи мы провели педагогический эксперимент

Экспериментальная работа проводилась в период с 14.01.2019 по 02.12.2019 гг. на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №167 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово. В исследовании принимали участие: воспитатель, старший воспитатель, педагог дополнительного образования (ИЗО), родители и дети старшего дошкольного возраста в количестве 26 человек, из них 12 девочек и 14 мальчиков.

Перед началом эксперимента было получено письменное согласие родителей на проведение диагностики и экспериментальной работы с детьми по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Образец представлен в приложении А.

Деление детей на контрольную и экспериментальную группу мы сочли нецелесообразным. Так как ученые констатируют частое общее снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой, объясняя многочисленными социальными влияниями, которым подвергаются дети, особенно СМИ, и, соответственно, приводящими к усилению стереотипов в детском сознании. [29] В такой ситуации важно заниматься развитием воображения со всеми детьми. Поэтому диагностика проводилась на начало и конец эксперимента со всеми детьми из состава группы.

Исследование включало последовательную реализацию следующих этапов:

1) Организационный этап.

Разработка методических материалов для применения рисования как средства развития воображения старших дошкольников. Выбор методик диагностики воображения старших дошкольников.

2) Констатирующий эксперимент.

Проведение исследования развития воображения старших дошкольников до формирующего этапа эксперимента.

3) Формирующий этап.

Проведение занятий по рисованию. Занятия проводились один раз в неделю в соотвествии с учебным планом образовательной организации.

На занятиях осуществлялось обучение приемам выполнения разных техник рисования. Организовывалась работа по восприятию и оценке произведений изобразительного искусства. Была создана предметно-развивающая среда, центр активности изобразительной деятельности, «художественная мастерская».

4) Контрольный эксперимент.

Проведение повторного исследования развития воображения старших дошкольников.

5) Аналитический этап.

Анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов, формулирование выводов по результатам эксперимента.

Необходимость разработки дополнительной образовательной программы была выявлена при проведении констатирующего эксперимента.

Диагностика уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста проводилось при помощи комплекса заданий с использованием методик: Елиса Пола Торренса «Дорисовывание фигур» в модификации Ольги Михайловны Дьяченко; Роберта Семеновича Немова «Рисунок», Тамары Гавриловной Казаковой и Ирины Александровны Лыковой (раздел «рисование»). Результаты диагностики показали, что 46 % детей в группе имеют низкий уровень развития воображения, 42 % средний и только 12 % – высокий уровень. Таким образом, констатирующий эксперимент подтвердил предположение, что для более эффективного развития творческого воображения детей необходимы систематические дополнительные занятия.

По разработанной дополнительной образовательной программе «Художники-фантазеры» в течение года проводились занятия с детьми подготовительной группы в соответствии с календарно-тематическим планом образовательной программы, реализуемой детским садом.

Апробация программы «Художники-фантазеры» составила формирующую часть эксперимента. Программа разрабатывалась с учетом основных положений программы «От рождения до школы» в области развития воображения и изобразительных навыков детей 6–7 лет и рекомендованных в программе конспектов занятий Дарьи Николаевны Колдиной. Рисование с детьми 6–7лет.

Контрольный эксперимент, проведенный после апробации программы показал, что количество детей с низким уровнем развития уменьшилось до 3 человек (11%). Количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 42 %, в первую очередь, за счет перехода детей среднего уровня в группу с высоким уровнем развития воображения. Средний уровень (35 %) продемонстрировали меньшее количество детей, по сравнению с начальным этапом эксперимента. Несколько детей, продемонстрировавшие на констатирующем этапе низкий уровень, показали высокий уровень на контрольном этапе. Эксперимент показал, что после занятий на развитие воображения были получены более высокие результаты. Дети научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, зрелищные рисунки, проявляя фантазию, богатое воображение.

Двувыборочный t-тест с различными дисперсиями показал значение вероятностной ошибки P(t<T)= 0,018, что по общепринятому α-уровню 0,05 соответствует наличию достоверных различий. Таким образом, показатели уровня развития воображения у детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента достоверно различаются, оказанное влияние статистически подтверждено.

Можно сделать вывод, что разработанная и апробированная программа доказала свою эффективность и может быть использована в работе с детьми из других детских садов. Перспективным может являться разработка методических рекомендаций по развитию творческого воображения для родителей.

В заключении можно сделать вывод о том, что цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена. Работа по программе «Художники-фантазеры» позволила получить положительные, достоверно значимые результаты в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, теоретические аспекты потенциала изобразительной деятельности в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста подтверждены экспериментально.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×