В наши дни сбережение здоровья ребёнка является одним из основных запросов, которые предъявляются к современному обществу. По ФГОС ДО это прежде всего создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того, чтобы успешно жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №103 «Золотой ключик» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Детский сад №103»)
Консультация
«Формирование здорового образа жизни у дошкольников
перед поступлением в школу»
Воспитатель: Пичугина С. В.
Барнаул, 2021г.
«Формирование здорового образа жизни у дошкольников перед поступлением в школу»
В наши дни сбережение здоровья ребёнка является одним из основных запросов, которые предъявляются к современному обществу. По ФГОС ДО это прежде всего создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того, чтобы успешно жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.
Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду мы должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционального благополучия. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, физкультурный зал в ДОУ оборудован для обеспечения достаточного уровня двигательной активности детей. Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать.
Целью нашей работы с дошкольниками является обеспечение сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Создаём здоровье сберегающую среду в ДОУ, оптимизируем двигательную активность детей, формируем эмоциональное благополучие ребёнка, обеспечиваем высокий уровень физической подготовленности детей, проводим коррекцию речевого и нервно-психического развития воспитанников, формируем представление о здоровом образе жизни и культуре здоровья.
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребёнка. Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка, формированию привычки здорового образа жизни.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В нашем детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём и оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды, скамейки, горки, лестницы для лазания.
Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, спортивные игры).
Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.
Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ДОУ проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности, формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразными.
В нашем дошкольном учреждении, помимо утренней гимнастики, проводится гимнастика после сна – «гимнастика пробуждения». Упражнения начинаются из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают, выполняя упражнения возле кровати. Кроме этого, проводятся спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники.
Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Она проводится в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.
Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и подвижные игры.
В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.
Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.
Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.
Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данная проблема в детском саду решается при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома.
Созданна система двигательной активности в детском саду в течение дня:
Утренняя гимнастика (ежедневно)
Физкультурная деятельность (3 раза в неделю)
Музыкально-ритмическая деятельность
Прогулки с включением подвижных игр
Пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
Зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика
Оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно)
Физкультминутки и паузы (ежедневно)
Эмоциональные разрядки, релаксация
Ходьба по массажным коврикам (босохождение)
Спортивные досуги, развлечения,
праздники.
Результатом реализации этой системы является активность детей у которых накапливается резерв здоровья. Формируется ценность здорового образа жизни у воспитанников.
В формировании ценности здорового образа жизни и как результат, происходит воспитание целеустремлённой личности, компетентной в области собственного здоровье сбережения. Активная двигательная деятельность, помимо
положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает
психоэмоциональный комфорт ребёнка.
Важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически крепким и здоровым. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, красивыми, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения. Привлекая родителей к проблеме оздоровления детей необходимо вовлекать их в планирование здоровьесберегающих и оздоровительных мероприятий пропагандируя активный семейный отдых. Они больше гуляют с детьми на улице, следят за правильным питанием детей, стараются соблюдать режим дня. Такой ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.