Краткая аннотация статьи.
В данной статье автор рассматривает применение форм и методов работы в проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности, способствующих мотивации учащихся к изучению истории, расширению кругозора, формированию гражданско-патриотических качеств личности.
Как организовать уроки истории, чтобы создать условия для развития творческих способностей учащихся и возможности самовыражения? Как преодолеть нехватку времени на уроке и справиться с большим объемом информации? Среди множества образовательных форм работы, применяемых на уроках истории, самой эффективной и интересной является проектно-исследовательская деятельность - это организованная познавательная деятельность учащихся, направленная на получение новых знаний. Она позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – мотивацию к учебе.
Прежде чем организовать исследовательскую деятельность на уроке, учителю необходимо отобрать те исторические источники, которые будут способствовать получению новых знаний, раскрытию темы урока и расширят кругозор ученика. На уроках истории я предлагаю своим ученикам работу с документальными, литературными и вещественными источниками, в результате которой школьники осваивают алгоритм исследовательской деятельности, учатся самостоятельно находить нужную информацию из множества предложенных документов, анализировать ее и применять полученные знания на практике.
Как правило, данная форма работы с учащимися на уроке плавно переходит в проектно-исследовательскую деятельность. В результате, у учащихся развиваются как творческие, так и интеллектуальные способности, формируются умения планировать учебную деятельность и принимать самостоятельные решения.
Учитывая возрастные особенности учащихся, я часто применяю на уроках метод мини–проектов, используя индивидуальную, парную и групповую форму работы на уроке. Например, при изучении истории древнего мира учащиеся 5-го класса воссоздают жилища первобытных людей, строят макеты греческих городов, воссоздают тексты из утерянных записей древних историков и путешественников. Например, воспоминания ветерана боевых действий под командованием Юлия Цезаря, письмо Александра Македонского своему учителю Аристотелю из военного похода, описание путешествия Геродота по Северному Причерноморью.
Для более подготовленных ребят к проектно-исследовательской деятельности, задание усложняется - перед учениками ставится проблема проверки подлинности документа путем анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем намеренно. Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учащихся более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить исследовательскую работу.
В 6-м классе ученикам предлагаются творческие задания - придумать и написать биографию и девиз рыцаря, нарисовать герб, записать приключения или воспоминания об участии в Крестовом походе, отправить письмо своей даме сердца, составить карту странствий, описать в дневнике путешествия реальные сражения, нарисовать портрет князя по летописным описаниям. В качестве домашнего задания ребята составляют кроссворды по теме урока, описывают свои впечатления в небольшом рассказе. Таким образом, использование мини-проектов позволяет формировать у учащихся не только мотивацию изучения истории, но и создает ситуацию успеха и творческой атмосферы.
В качестве длительного проекта на в 5-х -6-х классах в течение учебного годамои ученики ведут дневник путешественника. Это 96 - листовая тетрадь, в которуюв течение учебного года ребята заносят свои впечатления от путешествий по древним цивилизациям в виде рисунков, рассказов, аппликаций, фотографий поделок из природного материала и лепки. В конце учебного года проводится конкурс среди учащихся на лучший Дневник путешественника, который остается в экспозиции школьного музея «Возрождение», а ученик получает энциклопедию по истории.
Чем старше ученик, тем сложнее становится задание на уроке. Например, при изучении Великих географических открытий учащиеся пытаются оценить открытия и завоевания с точки зрения европейцев и современного человека. Им предлагается от имени купцов и путешественников написать письмо заинтересованному лицу с просьбой о финансировании экспедиции, обозначить маршрут путешествия на карте. Постановка дополнительных вопросов для учащихся, не задействованных в представлении проектных работ, позволяет включить их в активную работу на уроке, что стимулирует их познавательную деятельность, учит внимательно слушать выступающих, делать выводы.
Проектно-исследовательская деятельность ярко прослеживается и при выполнении ролевыхзаданий с использованием элементов дискуссии, которые я применяю в старших классах на обобщающих уроках. Подготовка к такому уроку требует длительного времени, погружение в данную временную эпоху. Учащиеся от имени Петра I, Елизаветы I, Екатерины II, Александра I, Николая II рассказывают о своей деятельности во внутренней и внешней политике, прославляя свои достижения. Каждый из слушателей может задать провокационный вопрос. Между учащимися возникает дискуссия, что позволяет глубже осмыслить роль каждой исторической личности в историческом развитии России через призму веков. Такая организация урока позволяет создать условия для развития навыков ведения дискуссии, поиска и отбора нужной информации, работы с документальными источниками, осмысленного запоминания изучаемого материала.