ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УРОЧНОЙ И НЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ
Автор: Сердюцкая Елена Юрьевна
МБОУ СОШ № 4 г. Тимашевск, Краснодарский край
Краткая аннотация статьи.
В данной статье автор рассматривает применение форм и методов работы в проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности, способствующих мотивации учащихся к изучению истории, расширению кругозора, формированию гражданско-патриотических качеств личности.
Как организовать уроки истории, чтобы создать условия для развития творческих способностей учащихся и возможности самовыражения? Как преодолеть нехватку времени на уроке и справиться с большим объемом информации? Среди множества образовательных форм работы, применяемых на уроках истории, самой эффективной и интересной является проектно-исследовательская деятельность - это организованная познавательная деятельность учащихся, направленная на получение новых знаний. Она позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – мотивацию к учебе.
Прежде чем организовать исследовательскую деятельность на уроке, учителю необходимо отобрать те исторические источники, которые будут способствовать получению новых знаний, раскрытию темы урока и расширят кругозор ученика. На уроках истории я предлагаю своим ученикам работу с документальными, литературными и вещественными источниками, в результате которой школьники осваивают алгоритм исследовательской деятельности, учатся самостоятельно находить нужную информацию из множества предложенных документов, анализировать ее и применять полученные знания на практике.
Как правило, данная форма работы с учащимися на уроке плавно переходит в проектно-исследовательскую деятельность. В результате, у учащихся развиваются как творческие, так и интеллектуальные способности, формируются умения планировать учебную деятельность и принимать самостоятельные решения.
Учитывая возрастные особенности учащихся, я часто применяю на уроках метод мини–проектов, используя индивидуальную, парную и групповую форму работы на уроке. Например, при изучении истории древнего мира учащиеся 5-го класса воссоздают жилища первобытных людей, строят макеты греческих городов, воссоздают тексты из утерянных записей древних историков и путешественников. Например, воспоминания ветерана боевых действий под командованием Юлия Цезаря, письмо Александра Македонского своему учителю Аристотелю из военного похода, описание путешествия Геродота по Северному Причерноморью.
Для более подготовленных ребят к проектно-исследовательской деятельности, задание усложняется - перед учениками ставится проблема проверки подлинности документа путем анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем намеренно. Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учащихся более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить исследовательскую работу.
В 6-м классе ученикам предлагаются творческие задания - придумать и написать биографию и девиз рыцаря, нарисовать герб, записать приключения или воспоминания об участии в Крестовом походе, отправить письмо своей даме сердца, составить карту странствий, описать в дневнике путешествия реальные сражения, нарисовать портрет князя по летописным описаниям. В качестве домашнего задания ребята составляют кроссворды по теме урока, описывают свои впечатления в небольшом рассказе. Таким образом, использование мини-проектов позволяет формировать у учащихся не только мотивацию изучения истории, но и создает ситуацию успеха и творческой атмосферы.
В качестве длительного проекта на в 5-х -6-х классах в течение учебного годамои ученики ведут дневник путешественника. Это 96 - листовая тетрадь, в которуюв течение учебного года ребята заносят свои впечатления от путешествий по древним цивилизациям в виде рисунков, рассказов, аппликаций, фотографий поделок из природного материала и лепки. В конце учебного года проводится конкурс среди учащихся на лучший Дневник путешественника, который остается в экспозиции школьного музея «Возрождение», а ученик получает энциклопедию по истории.
Чем старше ученик, тем сложнее становится задание на уроке. Например, при изучении Великих географических открытий учащиеся пытаются оценить открытия и завоевания с точки зрения европейцев и современного человека. Им предлагается от имени купцов и путешественников написать письмо заинтересованному лицу с просьбой о финансировании экспедиции, обозначить маршрут путешествия на карте. Постановка дополнительных вопросов для учащихся, не задействованных в представлении проектных работ, позволяет включить их в активную работу на уроке, что стимулирует их познавательную деятельность, учит внимательно слушать выступающих, делать выводы.
Проектно-исследовательская деятельность ярко прослеживается и при выполнении ролевыхзаданий с использованием элементов дискуссии, которые я применяю в старших классах на обобщающих уроках. Подготовка к такому уроку требует длительного времени, погружение в данную временную эпоху. Учащиеся от имени Петра I, Елизаветы I, Екатерины II, Александра I, Николая II рассказывают о своей деятельности во внутренней и внешней политике, прославляя свои достижения. Каждый из слушателей может задать провокационный вопрос. Между учащимися возникает дискуссия, что позволяет глубже осмыслить роль каждой исторической личности в историческом развитии России через призму веков. Такая организация урока позволяет создать условия для развития навыков ведения дискуссии, поиска и отбора нужной информации, работы с документальными источниками, осмысленного запоминания изучаемого материала.
В настоящее время российское общество живёт в новых исторических условиях. Широкая доступность информации в сети Интернет и СМИ привела к тому, что учитель перестал быть главным источником информации. Мы стали свидетелями такого социального явления, как подмена ценностей, современное подрастающее поколение утратило чувство патриотизма, чувство любви к Родине. Учитель истории понимает, что его предмет несет в себе важную идеологическую нагрузку, особенно при изучении истории Великой Отечественной войны. И вот здесь приходят на помощь архивные документы, которые сейчас доступны в сети Интернет.
Но еще большим потенциалом обладает школьный музей, экспозиции и экспонаты которого отражают события местного значения, исторические факты, людские судьбы. Это позволяет серьезно рассматривать вопрос об использовании возможностей школьного музея не только в целях реализации образовательных и воспитательных задач на уроках истории, внеурочной деятельности по предмету, но и использовать эти возможности в изучении регионального компонента и становлении личности с активной гражданской позицией.
Школьный музей способствует расширению образовательного пространства, где с помощью учителя ученик совершает открытия. Это живой организм в процессе исторического познания, изучающий достижения страны, края и города в области политики, науки и образования, культуры, что позволяет сформировать у ученика понимание того, что он является частью великого наследия многовековой истории своей страны.
В рамках социального проекта «Я гражданин России» по инициативе актива учащихся, родителей и учителей в 2007 году в МБОУ СОШ № 4 г. Тимашевска, Краснодарского края был открыт музей «Возрождение», который я возглавила со дня основания. Экспозиция музея была оформлена по теме моей дипломной работы, раскрывающей страницы истории Великой Отечественной войны вТимашевском районе. На сегодняшний день – это центр гражданско-патриотического воспитания и штаб районного юнармейского движения.
Трудно привлечь к изучению истории современного школьника, оторвав его от компьютерных игр и других достижений информационного общества. Вот тут-то и приходят на помощь музейные экспонаты, которые используются во время проведения уроков истории. Такие музейные уроки играют большую роль в воспитании патриотических качеств учащихся и способствуют обогащению их знаний об истории страны, края, семьи, знакомят учащихся с вещественными источниками, фотографиями, письмами с фронта наших земляков и документами местного архива.
На уроках истории ребята с большим интересом читают письма с фронта, интересуются дальнейшей судьбой автора письма, определяют по дате и содержанию, в какой боевой операции он принимал участие, составляют визуальный образ солдата, выражая его духовно-эмоциональное и патриотическое настроение. После таких уроков, ученики приносят в школьный музей свои семейные реликвии и с гордостью рассказывают о дедах и прадедах, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны, в Афганистане и других локальных вооруженных конфликтах, пишут о них сочинения, лучшие из которых публикуются в районной газете.
На одном из музейных уроков истории в 10-м классе я предложила ребятам для изучения архивные документы о зверствах фашизма на территории Тимашевского района во время оккупации в 1942-1943 годах. Никто не остался равнодушным, читая акты о расстрелах гражданского населения, из них они узнали о том, что на территории Тимашевского района, на окраине станицы Днепровской, 9 августа 1942 года было расстреляно 75 мирных граждан еврейской национальности. Начался поиск данного захоронения, были опрошены десятки жителей, находившиеся на оккупированной территории, найдены очевидцы тех страшных событий, которые дали видео интервью. В результате поисково-исследовательской деятельности была написана научно-исследовательская работа, а затем ребята создали фильм «Злодеяния фашистов в Тимашевском районе в 1942-1943гг.». В настоящее время он служит учебным пособием на уроках истории и кубановедения при изучении раздела «Великая Отечественная война», а содержание исследовательской работы дополнило экскурсию по экспозиции школьного музея.
Учащиеся не остановились и продолжили работу самостоятельно. Они создали ряд видеофильмов: «Тимашевск в годы ВОВ», «Знаменитые люди Тимашевска», «Малолетние узники концлагерей», «Дети войны» - это продукт проектно-исследовательской деятельности, которая способствует реконструкции страниц истории страны, более глубокому изучению данной темы, дает возможность погружения в изучение фото и видео хроники прошлых лет. У учеников появился интерес к результатам своего труда и распространению его на более широкую аудиторию своих сверстников и родителей. Данные фильмы пополнили коллекцию видеоматериалов школьного музея, особенно ценно то, что в них используются воспоминания очевидцев событий.
Проектно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности находит свое отражение и в коллективных творческих делах - это конкурсы, интеллектуально-познавательные игры, патриотические акции, разработка экскурсионных маршрутов по краю и стране.
Как руководитель школьного музея и юнармейского движения в Тимашевском районе, мы с учащимися постоянно выезжаем на экскурсии по памятным историческим местам, где посещаемv музеи, инициируем и участвуем в патриотических акциях, днях воинской славы, поисковых мероприятиях и исторических реконструкциях в местах массовых сражений Великой Отечественной войны.
В начале октября 2019 года в рамках патриотической акции «Тюльпаны Победы!», стартовавшей в районе по инициативе Тимашевского отделения ВВПОД «Юнармия», мы с учащимися посетили урочище Поднависла в Краснодарском крае. Во время Великой Отечественной войны здесь в лесу жила армянская девушка Аршалуйс Ханжиян. Ухаживая за ранеными солдатами, она дала клятву умирающим бойцам, что будет всегда следить за их могилами, а в них захоронено около 2 тысяч солдат. Женщина сдержала свою клятву. Ребята почтили память павших бойцов и высадили тюльпаны, которые зацветут на братских могилах ко Дню Победы.
Следующий этап акции продолжился на «Сопке героев» в Крымском районе, где за взятие этой высоты погибло около 18 тысяч советских солдат и офицеров. Здесь до сих пор продолжаются поисковые работы. Мы высадили тюльпаны на братских могилах неизвестных летчиков, погибших в воздушных боях над «Голубой линией». У мемориалов и братских могил в Тимашевском районе также зацветут тюльпаны Победы, высаженные юными патриотами всех школ муниципалитета.
На уроке истории в 10-м классе по теме «Человек на войне», я познакомила учащихся с целью данной акции, старшеклассники предложили продолжить ее в следующем году, но уже по маршруту, предложенному ими на уроке, после изучения героических и трагических страниц истории Великой Отечественной войны на территории Кубани.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности – это инструмент для формирования комплекса умений и навыков учащихся, которые всегда будут актуальны и востребованы в современной жизни. Она создаёт условия для реализации цели, поставленной ФГОС – формирование гармоничной личности, с активной гражданской позицией, способной к самостоятельному поиску, умеющей и желающей учиться.
Литература
1. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения
обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
2. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной
проектной деятельности. - Киров, 2006.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УРОЧНОЙ И НЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ
Автор: Сердюцкая Елена Юрьевна
МБОУ СОШ № 4 г. Тимашевск, Краснодарский край
Краткая аннотация статьи.
В данной статье автор рассматривает применение форм и методов работы в проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности, способствующих мотивации учащихся к изучению истории, расширению кругозора, формированию гражданско-патриотических качеств личности.
Как организовать уроки истории, чтобы создать условия для развития творческих способностей учащихся и возможности самовыражения? Как преодолеть нехватку времени на уроке и справиться с большим объемом информации? Среди множества образовательных форм работы, применяемых на уроках истории, самой эффективной и интересной является проектно-исследовательская деятельность - это организованная познавательная деятельность учащихся, направленная на получение новых знаний. Она позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – мотивацию к учебе.
Прежде чем организовать исследовательскую деятельность на уроке, учителю необходимо отобрать те исторические источники, которые будут способствовать получению новых знаний, раскрытию темы урока и расширят кругозор ученика. На уроках истории я предлагаю своим ученикам работу с документальными, литературными и вещественными источниками, в результате которой школьники осваивают алгоритм исследовательской деятельности, учатся самостоятельно находить нужную информацию из множества предложенных документов, анализировать ее и применять полученные знания на практике.
Как правило, данная форма работы с учащимися на уроке плавно переходит в проектно-исследовательскую деятельность. В результате, у учащихся развиваются как творческие, так и интеллектуальные способности, формируются умения планировать учебную деятельность и принимать самостоятельные решения.
Учитывая возрастные особенности учащихся, я часто применяю на уроках метод мини–проектов, используя индивидуальную, парную и групповую форму работы на уроке. Например, при изучении истории древнего мира учащиеся 5-го класса воссоздают жилища первобытных людей, строят макеты греческих городов, воссоздают тексты из утерянных записей древних историков и путешественников. Например, воспоминания ветерана боевых действий под командованием Юлия Цезаря, письмо Александра Македонского своему учителю Аристотелю из военного похода, описание путешествия Геродота по Северному Причерноморью.
Для более подготовленных ребят к проектно-исследовательской деятельности, задание усложняется - перед учениками ставится проблема проверки подлинности документа путем анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем намеренно. Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учащихся более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить исследовательскую работу.
В 6-м классе ученикам предлагаются творческие задания - придумать и написать биографию и девиз рыцаря, нарисовать герб, записать приключения или воспоминания об участии в Крестовом походе, отправить письмо своей даме сердца, составить карту странствий, описать в дневнике путешествия реальные сражения, нарисовать портрет князя по летописным описаниям. В качестве домашнего задания ребята составляют кроссворды по теме урока, описывают свои впечатления в небольшом рассказе. Таким образом, использование мини-проектов позволяет формировать у учащихся не только мотивацию изучения истории, но и создает ситуацию успеха и творческой атмосферы.
В качестве длительного проекта на в 5-х -6-х классах в течение учебного годамои ученики ведут дневник путешественника. Это 96 - листовая тетрадь, в которуюв течение учебного года ребята заносят свои впечатления от путешествий по древним цивилизациям в виде рисунков, рассказов, аппликаций, фотографий поделок из природного материала и лепки. В конце учебного года проводится конкурс среди учащихся на лучший Дневник путешественника, который остается в экспозиции школьного музея «Возрождение», а ученик получает энциклопедию по истории.
Чем старше ученик, тем сложнее становится задание на уроке. Например, при изучении Великих географических открытий учащиеся пытаются оценить открытия и завоевания с точки зрения европейцев и современного человека. Им предлагается от имени купцов и путешественников написать письмо заинтересованному лицу с просьбой о финансировании экспедиции, обозначить маршрут путешествия на карте. Постановка дополнительных вопросов для учащихся, не задействованных в представлении проектных работ, позволяет включить их в активную работу на уроке, что стимулирует их познавательную деятельность, учит внимательно слушать выступающих, делать выводы.
Проектно-исследовательская деятельность ярко прослеживается и при выполнении ролевыхзаданий с использованием элементов дискуссии, которые я применяю в старших классах на обобщающих уроках. Подготовка к такому уроку требует длительного времени, погружение в данную временную эпоху. Учащиеся от имени Петра I, Елизаветы I, Екатерины II, Александра I, Николая II рассказывают о своей деятельности во внутренней и внешней политике, прославляя свои достижения. Каждый из слушателей может задать провокационный вопрос. Между учащимися возникает дискуссия, что позволяет глубже осмыслить роль каждой исторической личности в историческом развитии России через призму веков. Такая организация урока позволяет создать условия для развития навыков ведения дискуссии, поиска и отбора нужной информации, работы с документальными источниками, осмысленного запоминания изучаемого материала.
В настоящее время российское общество живёт в новых исторических условиях. Широкая доступность информации в сети Интернет и СМИ привела к тому, что учитель перестал быть главным источником информации. Мы стали свидетелями такого социального явления, как подмена ценностей, современное подрастающее поколение утратило чувство патриотизма, чувство любви к Родине. Учитель истории понимает, что его предмет несет в себе важную идеологическую нагрузку, особенно при изучении истории Великой Отечественной войны. И вот здесь приходят на помощь архивные документы, которые сейчас доступны в сети Интернет.
Но еще большим потенциалом обладает школьный музей, экспозиции и экспонаты которого отражают события местного значения, исторические факты, людские судьбы. Это позволяет серьезно рассматривать вопрос об использовании возможностей школьного музея не только в целях реализации образовательных и воспитательных задач на уроках истории, внеурочной деятельности по предмету, но и использовать эти возможности в изучении регионального компонента и становлении личности с активной гражданской позицией.
Школьный музей способствует расширению образовательного пространства, где с помощью учителя ученик совершает открытия. Это живой организм в процессе исторического познания, изучающий достижения страны, края и города в области политики, науки и образования, культуры, что позволяет сформировать у ученика понимание того, что он является частью великого наследия многовековой истории своей страны.
В рамках социального проекта «Я гражданин России» по инициативе актива учащихся, родителей и учителей в 2007 году в МБОУ СОШ № 4 г. Тимашевска, Краснодарского края был открыт музей «Возрождение», который я возглавила со дня основания. Экспозиция музея была оформлена по теме моей дипломной работы, раскрывающей страницы истории Великой Отечественной войны вТимашевском районе. На сегодняшний день – это центр гражданско-патриотического воспитания и штаб районного юнармейского движения.
Трудно привлечь к изучению истории современного школьника, оторвав его от компьютерных игр и других достижений информационного общества. Вот тут-то и приходят на помощь музейные экспонаты, которые используются во время проведения уроков истории. Такие музейные уроки играют большую роль в воспитании патриотических качеств учащихся и способствуют обогащению их знаний об истории страны, края, семьи, знакомят учащихся с вещественными источниками, фотографиями, письмами с фронта наших земляков и документами местного архива.
На уроках истории ребята с большим интересом читают письма с фронта, интересуются дальнейшей судьбой автора письма, определяют по дате и содержанию, в какой боевой операции он принимал участие, составляют визуальный образ солдата, выражая его духовно-эмоциональное и патриотическое настроение. После таких уроков, ученики приносят в школьный музей свои семейные реликвии и с гордостью рассказывают о дедах и прадедах, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны, в Афганистане и других локальных вооруженных конфликтах, пишут о них сочинения, лучшие из которых публикуются в районной газете.
На одном из музейных уроков истории в 10-м классе я предложила ребятам для изучения архивные документы о зверствах фашизма на территории Тимашевского района во время оккупации в 1942-1943 годах. Никто не остался равнодушным, читая акты о расстрелах гражданского населения, из них они узнали о том, что на территории Тимашевского района, на окраине станицы Днепровской, 9 августа 1942 года было расстреляно 75 мирных граждан еврейской национальности. Начался поиск данного захоронения, были опрошены десятки жителей, находившиеся на оккупированной территории, найдены очевидцы тех страшных событий, которые дали видео интервью. В результате поисково-исследовательской деятельности была написана научно-исследовательская работа, а затем ребята создали фильм «Злодеяния фашистов в Тимашевском районе в 1942-1943гг.». В настоящее время он служит учебным пособием на уроках истории и кубановедения при изучении раздела «Великая Отечественная война», а содержание исследовательской работы дополнило экскурсию по экспозиции школьного музея.
Учащиеся не остановились и продолжили работу самостоятельно. Они создали ряд видеофильмов: «Тимашевск в годы ВОВ», «Знаменитые люди Тимашевска», «Малолетние узники концлагерей», «Дети войны» - это продукт проектно-исследовательской деятельности, которая способствует реконструкции страниц истории страны, более глубокому изучению данной темы, дает возможность погружения в изучение фото и видео хроники прошлых лет. У учеников появился интерес к результатам своего труда и распространению его на более широкую аудиторию своих сверстников и родителей. Данные фильмы пополнили коллекцию видеоматериалов школьного музея, особенно ценно то, что в них используются воспоминания очевидцев событий.
Проектно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности находит свое отражение и в коллективных творческих делах - это конкурсы, интеллектуально-познавательные игры, патриотические акции, разработка экскурсионных маршрутов по краю и стране.
Как руководитель школьного музея и юнармейского движения в Тимашевском районе, мы с учащимися постоянно выезжаем на экскурсии по памятным историческим местам, где посещаемv музеи, инициируем и участвуем в патриотических акциях, днях воинской славы, поисковых мероприятиях и исторических реконструкциях в местах массовых сражений Великой Отечественной войны.
В начале октября 2019 года в рамках патриотической акции «Тюльпаны Победы!», стартовавшей в районе по инициативе Тимашевского отделения ВВПОД «Юнармия», мы с учащимися посетили урочище Поднависла в Краснодарском крае. Во время Великой Отечественной войны здесь в лесу жила армянская девушка Аршалуйс Ханжиян. Ухаживая за ранеными солдатами, она дала клятву умирающим бойцам, что будет всегда следить за их могилами, а в них захоронено около 2 тысяч солдат. Женщина сдержала свою клятву. Ребята почтили память павших бойцов и высадили тюльпаны, которые зацветут на братских могилах ко Дню Победы.
Следующий этап акции продолжился на «Сопке героев» в Крымском районе, где за взятие этой высоты погибло около 18 тысяч советских солдат и офицеров. Здесь до сих пор продолжаются поисковые работы. Мы высадили тюльпаны на братских могилах неизвестных летчиков, погибших в воздушных боях над «Голубой линией». У мемориалов и братских могил в Тимашевском районе также зацветут тюльпаны Победы, высаженные юными патриотами всех школ муниципалитета.
На уроке истории в 10-м классе по теме «Человек на войне», я познакомила учащихся с целью данной акции, старшеклассники предложили продолжить ее в следующем году, но уже по маршруту, предложенному ими на уроке, после изучения героических и трагических страниц истории Великой Отечественной войны на территории Кубани.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности – это инструмент для формирования комплекса умений и навыков учащихся, которые всегда будут актуальны и востребованы в современной жизни. Она создаёт условия для реализации цели, поставленной ФГОС – формирование гармоничной личности, с активной гражданской позицией, способной к самостоятельному поиску, умеющей и желающей учиться.
Литература
Зимин В. Н.
Методы активного обучения как необходимое условие овладения
обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
Мелехина С.И.
Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной
проектной деятельности. - Киров, 2006.