Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Формы работы с детьми с РАС на уроках музыки и ритмики» . Работа №286241

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Успешность ребёнка в школе зависит, прежде всего, от здоровья, как физического, так и психического.

Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только умственные, нравственные, индивидуальные качества личности ребенка, но и его физическое и психическое здоровье.

Одна из основных задач уроков музыки – снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся. Именно поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках и физминутками я использую элементы арт-терапии, ведь занятия искусством – арт-терапия – оказывает положительное психофизиологическое воздействие на человека, а помимо этого влияет и на его духовное здоровье.

Работа:

Успешность ребёнка в школе зависит, прежде всего, от здоровья, как физического, так и психического.

Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только умственные, нравственные, индивидуальные качества личности ребенка, но и его физическое и психическое здоровье.

Одна из основных задач уроков музыки – снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся. Именно поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках и физминутками я использую элементы арт-терапии, ведь занятия искусством – арт-терапия – оказывает положительное психофизиологическое воздействие на человека, а помимо этого влияет и на его духовное здоровье.

Если перевести с греческого языка слово «терапия» получится «забота, лечение и уход», а слово «арт» переводится как «искусство». То есть, в буквальном смысле, словосочетание «арт-терапия» означает «лечение искусством». Исследуя природу музыкальной психотерапии и обобщая данные разных школ и направлений, В.И. Петрушин выделяет следующие возможности применения музыки в психотерапевтических целях:

- эстетизация и гармонизация школьной среды;

- содействие развитию коммуникативных актов;

- развитие творческого воображения и фантазии;

- релаксация психологического тонуса;

- расширение и развитие эмоциональной сферы;

- развитие чувства коллективизма;

- развитие эстетических потребностей.

 

В практике преподавания музыки в школе арт-терапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арт-терапевтические методики, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.

Элементы арт-терапии на уроках музыки необходимо включать в форме различных упражнений, музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально-творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности.

Музыкальная терапия

,

 

восприятие музыки,

 

музицирование,

 

вокальная терапия,

 

дыхательная терапия,

 

музыкально-творческая деятельность,

 

формулы музыкального самовнушения

 

 

 

Фольклорная терапия

художественно-творческая деятельность,

 

коллективное творчество,

 

импровизация

 

 

Сказкотерапия

музыкальные образы сказочных героев,

 

сказочные темы и сюжеты в музыке,

 

 

 

Танцевально-двигательная терапия

движения под музыку,

 

пластическая импровизация,

 

танцы

 

 

 

Цветотерапия и терапия изобразительным искусством

цвет, его влияние на самочувствие,

 

разноцветные физкультминутки,

 

произведения изобразительного искусства (сенсибилизация, синестезия)

 

 

Драматерапия

инсценирование песен,

 

постановка музыкальных спектаклей

 

 

Музыкальная терапия

Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Из реальной жизни надо постараться шагнуть в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений и красок.

Детский фольклор помогал детям расти здоровыми (пестушки), весёлыми (прибаутки, пестушки, потешки), спокойными (колыбельные). Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине.

Музыкальная терапия смыкается со сказкотерапией прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке.

В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в реальной жизни.

Сказкам свойственны тайны и волшебство. Волшебная сказка, как живой организм – в ней всё дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребёнка.

Танцевально-двигательная терапия

Включаемые в уроки музыки разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку также могут быть средством арттерапии.

В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.

Драматерапия

Владение методами драматерапии позволяет учителю связывать разыгрывание детьми сюжетов песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определённых жизненных ситуаций.

Драматерапия способствует выявлению и регулированию межличностных отношений в классе в процессе коллективной музыкально-сценической деятельности. Арт-терапия - она позволяет каждому ребёнку самовыразиться через творчество, она выступает и как средство эмоционального воспитания и образования.

Примененяя на своих уроках арттерапевтические методы, наблюдая за детьми, могу сделать следующие выводы:

- музыкальная терапия регулирует и развивает эмоциональную сферу личности;

- вокалотерапия важна для психического формирования детского организма. Работа со звуком, ритмом, дыханием интервалами, насыщение песни эмоционально-выразительной, образной стороны, подводит не только к качественному и техническому исполнению песен, но и формирует, корректирует личность человека;

- дыхательная терапия позволяет оказывать общеукрепляющее воздействие на организм человека, повышать уровень концентрации внимания и успеваемости, снизить заболеваемость, обучить произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии;

- музыкально-творческая деятельность является залогом устойчивости человека в самых стрессовых ситуациях, занимаясь творчеством, человек творит не только музыку, а, прежде всего, себя;

формулы музыкального самовнушения формируют в учащемся оптимистическое и жизнеутверждающее мировоззрение;

- цветотерапия положительно влияет на состояние организма, корректирует имеющиеся отклонения в его физическом здоровье, расширяет влияние на эмоциональную сферу;

- фольклорная терапия регулирует межличностное общение в классе, раскрывает творческие способности личности;

- сказкотерапия обладает эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством, т.к. сказка так же многогранна, как и жизнь;

- танцевально-двигательная терапия является залогом здоровой психики, влияет на эмоциональное состояние человека;

- драматерапия эффективно способствует выявлению и регулированию межличностных отношений в классе, даёт возможность ребёнку взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.

Таким образом, возможности уроков музыки в условиях реализации ФГОС НОО, достаточно уникальны. Это связано с тем, что использование современных методов и форм арт-терапии на уроках музыки способствует не только сохранению всех видов здоровья учащихся, но и повышению эффективности урока. В связи с чем, задача каждого учителя музыки заключается в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, а также помочь укреплению и сохранению его здоровья.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×