Функции музыкального искусства и их реализация в музыкальном
образовани
Музыкальное искусство. известно выполняет определенные ках общественные функции С позиции педагогики музыкального образования эти функции выступают как основные ориентиры при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
По классификации В.Н. Холоповой выделяют следующие функции
музыкального искусства - коммуникативную.
- отражения действительности.
-этическую.
- эстетическую.
- каноническую (канонизирующую).
- эвристическую,
- познавательно-просветительскую. - общественно-преобразующую
Функции музыкального искусства и их реализация в музыкальном
образовани
Музыкальное искусство. известно выполняет определенные ках общественные функции С позиции педагогики музыкального образования эти функции выступают как основные ориентиры при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
По классификации В.Н. Холоповой выделяют следующие функции
музыкального искусства - коммуникативную.
- отражения действительности.
-этическую.
- эстетическую.
- каноническую (канонизирующую).
- эвристическую,
- познавательно-просветительскую. - общественно-преобразующую
Каждая из этих функций в музыкально-образовательном процессе, с одной стороны, выступает во взаимосвязи со всеми другими функциями, а с другой-имеет свою направленность и специфику Рассматривая коммуникативную функцию искусства, В.Н. Холопова
особо подчеркивает, что воздействие музыкального искусства и носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности. Особенностью музыки как самого непосредственно-эмоционального из искусств является то, что благодаря силе индивидуальных ощущений объективно-социальное содержание произведения приобретает для воспринимающего повышенную личную убедительность,
функция отражения действительности B музыке раскрывается В.Н. Холоповой в трех аспектах как отражение ндей, отражение эмоций, отражение предметного мира. В самом содержании и процессе музыкального образования они выступают в своем единстве. В общем музыкальном образовании функция отражения действительности всегда выступает в качестве сверхзадачи музыкальных занятий раскрытия связи музыки с жизнью. Проявления этих связей могут быть самыми разнообразными, чтообнаруживается, в частности, как и программной, так и в непрограммной музыке
Что касается этической функции музыки, то отечественное образование в своих основных концептуальных установках всегда исходило из признания высоких нравственных возможностей искусства, что нашло отражение известном крылатом выраженин А.С. Пушкина: и чувства добрые я лирой пробуждал>> Такое понимание предназначения искусства присуще и отечественным педагогам-музыкантам. утверждавшим, например. прекрасное пробуждает доброе>> (Д.Б. Кабалевский). ЧТО
Эстетическая функция музыки, по мнению В.Н. Холоповой, может быть прежде всего раскрыта сквозь призму категорий «красота>> и гармония>> В этой связи важнейшая задача педагога-музыканта видится в раскрытии красоты и гармонии, главным образом на уровне музыкального произведения. Перспективной значимой представляется проблема развития музыкальных занятиях и эстетического отношения учащихся к музыке. на
Характеризуя каноническую и эвристическую функции искусства, В.Н. Холопова рассматривает их как диалектическую пару противоположностей. При этом автор видит предназначение каноничности в культурной преемственности, без которой не может быть культуры. Эвристика же проявляется в преобразовании традиций Исходя из этого, есть основания в музыкально-педагогическом процессе рассматривать то или иное музыкальное явление с позиции взаимосвязи традиции и новаторства с целью создания в сознании учащихся целостной музыкальной картины мира.
Реализация познавательно-просветительской функции в музыкальном образовании находит отражение в тех теоретических и исторических знаниях, которые усваивают школьники на музыкальных занятиях. Речь при этом идет о приобретении живого творческого опыта общения с музыкой, в результате которого рождаются знания, обогащенные собственными чувствами, пережитыми в процессе музыкально-творческой деятельности ребенка как композитора исполнителя и слушателя
Общественно-преобразующая функция музыкального искусства представлена В.Н. Холоповой как интегрирующая в себе все другие его функции. Данное утверждение правомерно и по отношению к музыкальному образованию.
Преобразующее воздействие музыкального искусства на личность детей возможно в силу того, что, как отмечает М.С. Каган, оно придает творческий характер всем без исключення видам музыкальной деятельности. В процесс творчества активно включаются эмоциональная, интеллектуальная и волевая
сферы личности школьника, которые и преобразуются в процессе общения музыкой как с искусством
с Благодаря этому достигается включенность ребенка в социум, в котором он полнее и глубже осознает себя как личность и ощущает свою
сопричастность к обществу
Литература
1. Абдуллин Э. Теория музыкального образования. - М., 2013. 2. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как
Феномен-М., 2014
3. Щербакова М.Н. O природе музыкального искусства. Анализ интерпретация произведения искусства: учеб. пособие / под Н.А. Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005.