В статье рассматривается роль и значение повышения уровня готовности к организации игровой деятельности в профессиональном развитии педагога. Описываются организационно-педагогические условия, способствующие повышению уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности, отражающей развитие всех структурных компонентов готовности педагогов к педагогическому руководству игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: готовность педагога, игровая деятельность, руководство игрой дошкольников, профессионально-игровая компетентность педагога.
Гурома Виктория Алексеевна, Середкина Наталья Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 36
Готовность педагогов к организации игровой деятельности детей и условия её формирования
Аннотация: В статье рассматривается роль и значение повышения уровня готовности к организации игровой деятельности в профессиональном развитии педагога. Описываются организационно-педагогические условия, способствующие повышению уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности, отражающей развитие всех структурных компонентов готовности педагогов к педагогическому руководству игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: готовность педагога, игровая деятельность, руководство игрой дошкольников, профессионально-игровая компетентность педагога.
Проблема организации игровой деятельности имеет актуальность в современном образовательном пространстве в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, предопределяющих потребность переосмысления места и значения игры в дошкольном детстве. В соответствии с п. 1.1 федерального государственного образовательного стандарта, реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, с п. 4.6 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться правилам и социальным нормам. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рекомендует использование игровых форм образовательной деятельности во всех областях образовательной программы. Это в свою очередь повышает значимость подготовки педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Анализ профессиональных педагогических компетенций, выделенных из профессионального стандарта педагога дошкольного образования, отображающие деятельность воспитателя показывает, что способность организации ведущих видов деятельности в дошкольной образовательной организации, такие как предметно-манипулятивная и игровая, обеспечивая тем самым развития детей является одним из требованием предъявляемым к педагогу, исходя из этого организация игровой деятельности дошкольников является профессиональной обязанностью педагога.
Формирование готовности педагогов дошкольного образования к решению задач руководства игровой деятельностью дошкольников, как интегрального показателя подготовки к деятельности, не может основываться на традиционном усвоении комплекса знаний по педагогической поддержке игры. При подготовке педагогов дошкольного образования следует учитывать полифункциональность деятельности в сфере дошкольного образования. Профессиограмма педагога дошкольного образования может служить методологическим ориентиром для обоснования содержания подготовки педагогов. Готовность педагогов к организации игровой деятельности рассматривалась в работах целого ряда исследователей: И.А. Комарова описывает содержание профессионально-игровой компетентности педагогов ДОО и использование игровой технологии профессиональной подготовки педагогов, И.П. Лотова представила модель формирования профессионально игровой компетентности будущих педагогов дошкольных организаций, Т.М. Недвецкой профессионально-игровая компетентность была рассмотрена как условие повышения качества дошкольного образования, больше внимание игровой компетенции в контексте подготовки будущих воспитателей уделяет Е.И. Рзаева.
Исследователи отмечают, что личностная и профессиональная позиции являются важными факторами развития профессиональной компетентности педагога. Поэтому мы считаем, что процессы развития игровой компетентности педагога и повышение уровня готовности к организации игровой деятельности детей обусловлены схожим векторным направлением в методической работе с использованием интерактивных форм работ с педагогами. Особенностями организации, содержанием работы, индивидуальными профессиональными важными качествами педагога, в данный момент озадачены многие ученые, причиной такого изучения является текучесть кадров в системе дошкольных образовательных учреждений и профессиональная непригодность. Таким образом, выявление оптимальных условий для эффективной работы педагога и значимых характеристик стиля его деятельности считается актуальной задачей, так как представляет большой интерес, в частности, для педагогов.
Условиями повышения уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности детей выступают:
разработка модели повышения уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности, отражающей развитие всех структурных компонентов готовности педагогов к педагогическому руководству игровой деятельности детей дошкольного возраста;
повышение готовности к организации игровой деятельности происходит через призму комплекса интерактивных форм работы с педагогами для формирования компонентов педагогического руководства игровой деятельности детей: мотивационной готовности (самоанализ, практикумы, мастер-классы), содержательно-операционной (семинары, педагогические студии, методические ринги, мастер-классы, педагогические гостиные и т.д.), рефлексивной готовности (педагогические гостиные, круглые столы).
диагностика
уровня готовности педагогов к руководству игровой деятельности детей.
Педагогические условия
ориентация педагогов на осознание структуры готовности к игровой деятельности детей;
разработан и реализуется комплекс интерактивных форм методической работы, обеспечивающих
повышение уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности;
педагоги информированы относительно методических приемов и подходов к организации игры
Концептуально-целевой блок
Цель: Повышение уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности детей
Педагогические условия
учитываются возрастные особенности детей при планировании и организации игровой деятельности;
повышение готовности к организации игровой деятельности педагогами происходит через призму интерактивных форм методической работы.
.
Педагогические принципы:
- Принцип признания личности педагога субъектом познания;
- Принцип практической направленности содержания образования;
- Принцип эмоционального погружения в игровую ситуацию;
- Принцип взаимодополняемости реального и ирреального окружения;
Содержательный блок
Мотивационная готовность
Содержательно-операционная готовность
Рефлексивная готовность
Организационный блок
Формы
Методы
- Педагогическая студия;
- круглый стол;
-семинар-практикум;
-педагогическая гостиная;
-методический ринг;
-мастер класс.
-словесные, наглядные, практические;
- модельный;
-интерактивные;
Критериально-результативный блок
Критерии: мотивационная готовность, содержательно-операционная готовность, рефлексивная готовность;
Уровни готовности: повышенный, допустимый, критический;
Результат: уровень готовности педагогов к организации игровой деятельности детей
Рис. 1. Структурно-функциональная педагогическая модель повышения готовности педагогов к организации игровой деятельности детей.
Как видно из рисунка 1, в структурно-функциональной педагогической модели мы выделяем концептуально-целевой, содержательный и критериально-результативный блоки, которые сопровождаются представленными педагогическими условиями на протяжении всего процесса повышения уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности детей.
Проектирование содержания комплекса интерактивных форм работы с воспитателями необходимо совершать с учетом уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности детей. Диагностирование может быть направленно на выявление уровня готовности педагогов и на изучение качества методической работы ДОО по формированию готовности педагогов, как условие формирования готовности педагогов к игровой деятельности.
Эффективность процесса руководства игровой деятельностью детей в дошкольной организации тесным образом связана с повышением готовности педагогов к организации игровой деятельности детей. Мы предлагаем структурно-функциональную модель формирования повышения уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Качество методической работы ДОО по формированию готовности педагогов оценивается по критериям: удовлетворенность педагогов с использованием адаптированной нами анкеты «Изучение удовлетворенности методическим сопровождением педагогов в организации игровой деятельности дошкольников», анализ готового плана методической работы ДОО с заполнением карты оценивания «Анализ готового плана методической работы ДОО» (авторская методика).
Для диагностики готовности педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с компонентами готовности нами были использованы следующие методы: опросник «Организация игровой деятельности дошкольников», цель которого выявить уровень сформированности мотивационного компонента готовности педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, Карта оценки руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников и тестирование педагогов по игровой деятельности, используется с целью выявления уровня сформированности содержательно-операционного готовности педагогов к организации игровой деятельности. Опросник «Затруднения в организации игровой деятельности», использование которого предполагает цель выявить уровень сформированности рефлексивного компонента готовности педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Таким образом, организационно-педагогическими условиями подготовки педагогов к руководству игровой деятельностью дошкольников являются реализация комплекса форм методической работы, обеспечивающих поэтапное освоение и внедрение игровых технологий педагогическим коллективом с учетом результатов диагностики.
Список литературы
Бабинова, Н. В. Методическая работа как средство повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. В. Бабинова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 2 (5). – С. 13–16.
Лотова, И. П. Модель формирования профессионально-игровой компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / И. П. Лотова// Образование личности. – 2015. – №4. – С.44-53.
Недвецкая
, Т. М. Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования [Текст] / Т. М.
Недвецкая
, О. В.
Леганькова
// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С.78-83.