Семинар – практикум для педагогов ДОУ:
«Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».повышение культуры речи профессиональной компетентности воспитателя.
1. Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических
требованиях к речи педагога;
2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с
использованием основных языковых норм;
3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной
компетентности педагогов.
1. Понятие «культура речи».
Требования к качеству речи педагога ДОУ.
2. Практикум «Проверьте свою грамотность».
Семинар – практикум для педагогов ДОУ:
«Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».
Цель:
повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических
требованиях к речи педагога;
2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с
использованием основных языковых норм;
3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной
компетентности педагогов.
План проведения семинара:
1. Понятие «культура речи».
Требования к качеству речи педагога ДОУ.
2. Практикум «Проверьте свою грамотность».
1. Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. При воспитании речи ребёнка: первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически; второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»; третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи. Речь педагога должна быть: грамматически правильно построенной( встречаются такие ошибки: «Возьми со старшей группы»(здесь предлог из заменяет со», «Не ложь сюда»(вместо не клади) - , «Сложь скатерти и положь их на место», связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; должна быть выдержана в определенном темпе, громкости; должна быть интонационно выразительной; доступной ; с правильным и точным использованием словесных обозначений. Так к недочетам речи педагога относится: Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе; Невнятность произношения; Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию); Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп; Неточность произнесения отдельных звуков или слов; Нарушения лексики – в грамматическом оформлении; Употребление в речи слов – паразитов; Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные); Произнесение слов с неправильным ударением; Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость). Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае - воспитатель. Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи. Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее лексики – грамматическому оформлению: Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога; Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами; Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между
частями, осмыслить и понять содержание; При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия; При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты; Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании. Образец используется: - при работе с картинкой; - при пересказе; - при рассказывании из личного опыта; - для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей. В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка. В качестве недостатков словаря педагога можно назвать: Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей; Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать. Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей. В целом рассказ педагога должен быть: Полным; Красочным; С точно подобранными словами; грамматически правильно оформлен; Выразителен; между отдельными частями должна быть установлена логическая связь; при рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию; Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее. Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи. 2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм: 4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса. Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды, — это утомляет и взрослого, и детей.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей. 7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений. 8. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность. Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря, можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет готов к школе.
2. Практикум «Проверьте свою грамотность».
1. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены
(тюль)
Лицо скрыто
(вуаль)
Крышу кроют
(толь)
Вымою голову
(шампунь)
Голова покрыта
(шаль)
2. Игра – конкурс «Исправь ошибки»
«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».
Сегодня каждого из нас окружает множество речевых ошибок. Не секрет, что воспитатели и родители часто путают назначение глаголов «надевать и одевать».
3. Блиц – викторина «Почувствуй разницу».
«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).
Список использованной литературы
1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
3. Столяр А.А.. Давайте поиграем. - М.: Наука, 2008. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.
4. Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.
5. Тихеева. Е.И "Развитие речи детей". Москва, "Просвещение" , 1985.