Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Грамотность современного поколения. Работа №271656

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из задач системы образования является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Ориентация на результаты образования — важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. Результативность преподавание русского языка определяет уровень грамотности. Курс «Поколение Z. Грамотность» включает несколько определений грамотности

• Грамотность — степень образованности человека и уровень его культуры.

• Грамотность — определённый уровень владения навыками чтения и письма.

•Грамотность — способность мозга к самопрограммированию подсознания.

•Грамотность - самоидентификация объектов.

•Грамотность – стабильность энергетики головного мозга.

Путь к результативности обучения русскому языку – это включение в курс современных нейролингвистических методик повышения грамотности.

В процессе работы со школьниками часто замечали, что традиционные психолого-педагогические методы перестали давать результаты. Стало очевидно: нужны новые методики, необходимо присоединять современные достижения специалистов смежных наук, таких как нейропсихология, она способна подключать к процессу восстановления грамотности все ресурсы  организма ребёнка.
Курс «Поколение Z. Грамотность» с использованием нейропсихологических методик
содержанием которого является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включенность» всех психических функций ребёнка (мышления, всех видов памяти, воображения, внимания, пространственного восприятия и др.). Это и есть квинтэссенция необычного методического подхода, который позволяет решить проблему детской безграмотности, развить языковое чутьё, улучшить отношение ребёнка к урокам русского языка.
Иначе говоря, правильное, грамотное письмо —основа формирования нового поколения будущего «Поколения Z». Грамотного во всех смыслах, особенно духовно и нравственно гармоничного и своевременного человека . А результативная учебная деятельность любого ребёнка — это показатель  решения проблем школьной неуспешности  и непопулярности современного обучения. Большую часть каждого занятия дети будут вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, своё тело, свою устную и письменную речь.
Именно эти виды заданий комплексно влияют на способность ребёнка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность с помощью опорных сигналов, индивидуальной коррекции грамотности. От движения к логике и грамотности. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы сформировали мотивацию творческой реализации личности в благоприятной обстановке радости и успеха   Такие условия легко реализовать в формате нейролингвистического тренинга или развивающей игры.

 

Главным положительным отличием этого курса является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов.

О снижении грамотности выпускников школ начали говорить с середины 1990-х годов.

Сейчас этому явлению находят разные объяснения: дети стали другими, жизнь стала сложнее, не у всех родителей есть время и деньги, чтобы помочь отпрыскам в учёбе.

Ещё одна причина безграмотности - сформированная стойкая неприязнь у школьников к чтению и русскому языку, вызванная наказаниями как со стороны родителей, так и со стороны учителей.

По-другому это явление называется рингофобия — «школьный» невроз.

На уроках не учитываются нейрофизиологические основы механизмов обучения

В работе школьного учителя все эти тонкости учитывать крайне трудно.

Программа, в которой главнейшую роль играет учебник, рассчитана прежде всего на зрительное восприятие.

И если этот канал перекрыт, тут начинаются уже серьёзные беды.

Ученик читает текст учебника, но способен воспринять не более 1% информации.

Лишь в малой степени это может компенсировать слуховой канал. Почти не воспринимая текст учебника, ученик может в какой-то мере понять и запомнить объяснения учителя на уроке.

Ещё хуже, когда, дожив до школьных лет, ребёнок так и остался «кинестетиком» - оба других канала, и зрительный, и слуховой, у него не развиты.

Следовательно, педагог должен учитывать особенности развития ребёнка и задействовать в обучении все 3 канала восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический.

Ещё одна причина неграмотного письма — это неполноценный навык чтения.

По современным требованиям к качеству навыка чтения скорость — это первый и главный критерий, далее оценивается выразительность и безошибочность, а пониманию текста при педагогической проверке уделяется мало внимания. Концепция оценки качества образования PISA разработана на основе компетентностного подхода, что сделало эту программу востребованным мониторинговым исследованием, под грамотностью чтения в PISA-исследовании понимается способность к осмыслению письменных текстов и их рефлексии. Учащиеся должны показать умение понимать текст различных жанров, представленный в различных формах – диаграммах, рисунках, картах, таблицах и графиках, находить информацию, интерпретировать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение. Этот подход активно используется на занятиях курса.

Курс «Поколение Z. Грамотность.» позволяет устранить причины безграмотности и существенно повысить грамотность и мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школьникам в форме развивающей игры активизировать мозговую деятельность, узнать многие важные идеи, развивать творческие способности и реализовать в дальнейшей жизни полученные навыки. Курс способствует формированию положительной мотивации для формирования грамотности человека, способного самостоятельно критически мыслить, уметь формулировать свои мысли и творчески реализовывать свои идеи; четко осознавать, где могут быть применены его знания; как грамотно работать с информацией и творчески ее преобразовывать, уметь работать в команде; самостоятельно развивать собственный интеллект.

Новизна программы заключается в том, что обучение с использованием нейролингвистических методик позволяет обучающимся в форме развивающей игры, урока-тренинга активизировать мозговую деятельность, развить грамотное мышление (устное и письменное), применить необходимые в дальнейшей жизни умения и навыки в жизни. Включение современных нейролингвистических методик позволяет расширить разные области знаний – от грамматики до психологии, что является вполне естественным, но новым направлением в формирования поколения будущего «Поколения Z»

Занятия в формате тренинга (движение-логика-грамотность) как нельзя лучше развивают способность грамотно выражать свои идеи, креативно мыслить, творчески реализовывать себя в жизни. Кроме того, в последнее время (в период Коронавирусной инфекции)  особенно пользуются спросом дыхательные гимнастики, как профилактика заболевания и активизации работы мозга, которые тоже будут включены в данный курс.

Особенность данной программы в объединении на занятиях движения, логики и грамотности.

Развитие мыслительных процессов с помощью движения дает активизацию участков мозга, отвечающих за интеллектуальное и творческое развитие   и развитие самостоятельного творчества, а включение логики запускает грамотность. Так  связаны мозг – тело – письмо.

Занятия идут в форме игры. Ни одна другая обучающая форма не даёт такой вовлечённости в учебный процесс всех детей одновременно. Задача учителя, который борется с безграмотностью, - соединить знания о возможностях нейропсихологии, о действенности игровых методов и о влиянии «включённости» зон головного мозга на общую успешность ребёнка в учебной деятельности.

Занятия объединены в  СИСТЕМУ. Работает любая система, если это система.  Ребёнок никогда не усомнится в намерениях взрослого помочь ему улучшить его результаты, если всё идёт без отступлений от плана.

Большую часть каждого занятия на курсе «ПоколениеZ. Грамотность» дети будут вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, своё тело, свою устную и письменную речь.

Урок игра или урок-тренинг по методике «ДЛГ» отчасти напоминает спектакль. У него есть интригующее начало и определенная драматургия:

Во-первых, темп держит учеников все время в тонусе. У них нет ни повода, ни возможности расслабиться.

Во-вторых, постоянно меняющиеся увлекательные задания заставляют школьников быстрее соображать.

В-третьих - на протяжении всего урока у детей не ослабевает интерес к предмету.

Все эти составляющие комплексно влияют на способность ребёнка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю

Педагогическая целесообразность заключается в раскрытии индивидуальных способностей, обучающихся не только в гуманитарной сфере, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении его самооценки, в состоянии психологического комфорта. Специалисты-нейропсихологии, изучая мозг человека, знают истинные причины детской безграмотности, невнимательности, рассеянности, гиперактивности.

И вот, соединив усилия и находки филологов и нейропсихологов удалось создать курс, содержанием которого является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включенность» всех психических функций ребёнка (мышления, всех видов памяти, воображения, внимания, пространственного восприятия и др.). Очень важным представляется развитие грамматического творчества в группе соратников

Детское творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития способностей, обучающихся в результате создания литературных объектов (сочинений, презентаций…) с признаками полезности и новизны.

 На уроках, которые должны повысить грамотность ребенка орфографические правила закрепляются двигательными упражнениями, играми и т.д.

Эти приемы развивают психические функции ребенка и в конечном итоге приводят к прогрессу в учебе, в частности, в русском языке. Говоря научным языком, программа помогает детям преодолевать трудности, возникающие в связи с неуспешностью в школе, с помощью двигательной и когнитивной коррекции.

Обучающая среда курса позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над литературными мини проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать креативно и творчески. Идет активная работа по обучению ребят анализу литературного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в усвоении грамматических и логических задач, а с помощью движения, опорных сигналов запускают важные зоны мозга, что влияет на успеваемость, грамотность, память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка, речь становится более логической.

Программа составлена таким образом, что с первых уроков дети находятся в игровой творческой атмосфере, которая помогает становиться творчески мыслящими, обучает работе в команде, взаимодействуя друг с другом, дети легко справляются с творческими задачами.  Эта система предлагает учебные проблемы в игровой форме, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.

Образовательные технологии: игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, творческие, продуктивные, направленные на тренировки памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, своё тело, свою устную и письменную, что формирует устойчивой мотивации к изучению учебных предметов, грамматики.

Педагогика  сотрудничества, заложенная в программу,  дает  возможность  взаимодействовать   с окружающим миром,   общаться    и    взаимодействовать    с    ровесниками    и    взрослыми.

        

Программой предусмотрена реализация межпредметных связей:

русский язык: повышение грамотности, обогащение словарного запаса новыми терминами; развитие монологической речи, умение излагать собственные мысли;

литературное чтение: вдумчивое чтение  и анализ литературного материала по теме курса, способность к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, умение понимать текст различных жанров, представленный в различных формах – диаграммах, рисунках, картах, таблицах и графиках, находить информацию, интерпретировать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение;

психология: положительные изменения в развитии всех психических функций — положительные изменения в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;

- этика: навыки нравственного поведения и социального взаимодействия в современном: доброжелательности, уважения, сотрудничества и партнерства, способствующих укреплению социального единства прогрессивного общества;

 

логика: стандартные и нестандартные способы решения лингвистических задач, анализ и обработка данных текста;

окружающий мир: изучение объекта с точки зрения существования его в окружающем мире, взаимосвязь с другими живыми и неживыми объектами, выделение существенных признаков.

Алгоритм учебного занятия:

 

Занятия строятся по следующему плану.

1.                      Вводная часть: организация детей, анализ темы, установление взаимосвязей.

2.                      Основная часть: тренинг, направленный на повышение грамотности.

3.                      Конструктор занятия с использованием методик повышения грамотности(порядок заданий произвольный):

1. Упражнения на дыхание. 2. Упражнения на активизацию глазных мышц. 3. «Пальчиковые» упражнения. Моторика. 4. Тренировка межполушарных связей. 5. Игры для тренировки грамотности по теме. 6. Игры для тренировки самоконтроля. 7. Работа с текстом в формате PISA. 8.«Учимся излагать красиво!» Все упражнения направлены на развитие лексического запаса, привитие любви к языку, развитие способности говорить и писать грамотно и «нешаблонно».

4.                      Заключительная часть: рефлексия, итог занятия, конкурс работ(сочинений).

Учебное занятие любого типа представляет собой последовательность следующих этапов:

-        организационный

-        игровой, проверочно-подготовительный

-        основной

-        контрольный

-        рефлексивный (самоанализ)

-        итоговый

-        информационный

Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.

Основанием для выделения этапов является процесс усвоения знаний, который строится как смена видов  деятельности   учащихся:  

-        восприятие   -  осмысление   -   запоминание -  применение - обобщение - систематизация.

1 этап – организационный:

Задача: подготовка детей к работе на занятии.  

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового содержания):

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

III этап  -  основной,   этап, который   включает в себя:

Усвоение новых знаний и способов действия.  

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная   проверка   понимания  

Задача: установление правильности и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.   Применяют  пробные  практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих     правил    или обоснованием.

3   Закрепление    знаний    и    способов    действий .    

Применяют    тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. 

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются игра и творческие задания.

IV        этап – итоговый:

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

V       этап – рефлексивный:

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

VI этап: информационный. 

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Формы проведения занятий делятся на:

- групповые – для всей группы, посвященные обсуждению общих практических и теоретических вопросов;

- индивидуальные консультации в рамках подгрупповых занятий.

Занятия, как правило, формируются в игровой форме и состоят из комбинации заданий, объединяющих практическую и теоретическую части. Основное время отводится на практическую часть занятий.

Программа может корректироваться с учетом имеющейся материально-технической базы и контингента обучающихся. Количество детей в группе - 15 человек.

 

При оценке знаний используются различные формы и методы работы:

• Практические лингвистические занятия на заданную тему (тренинги, игры);

• Участие в межрайонных, городских, Всероссийских конкурсах;

• Обобщающие, тематические занятия;

• Творческие работы по пройденному материалу;

• Соревнования и конкурсы.

 

На изучение курса «Поколение Z. Грамотность» отводится 54 занятия в год,  продолжительностью  40 минут.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной Программы, составляет от 7 до 11 лет.

Пожалуйста, подождите.
x
×