К старшему дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и интереснее . От базов эмоций он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. В этом возрасте усваивается язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений и нтонаций голоса.
Характеристика особенностей процесса развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Эмоциональная сфера ребенка – ведущая сфера его психического развития, в связи с этим полноценное осуществление различных форм деятельности поведения зависит от согласованного функционирования эмоций и интеллекта [9, с. 5].
К старшему дошкольному возрасту эмоциональный мир ребёнка становится богаче и разнообразней. От базовых эмоций (страха, радости) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений и интонаций голоса.
Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно – способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.
Для старших дошкольников становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность ребенка управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития.
Сопереживание к сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов относящихся к сверстнику, а просто в речи выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается. Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если неуверен, то испытывает зависть.
Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчений, возмущений, недовольства, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.
Таким образом, особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте заключаются в следующем:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
-·изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
-·формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические;
-·появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности;
-·дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям.
В этом возрасте желания ребёнка соединяются с его представлениями, и, благодаря этому, побуждения перестраиваются. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Поэтому пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение ребёнка, а не на их сознательность, оказываются более эффективными. Механизм эмоционального предвосхищения последствий лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка.
Изменяются в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В их структуру, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения.
Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в связи с тем, что ещё предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже. Расширяется круг эмоций, присущих детям. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание – без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника происходит через такие опосредованные направления развития, предусмотренные ФГОС ДО, как: познавательное развитие и опосредующие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; физическое развитие и речевое развитие.
Соответствующим является художественно-эстетическое: развитие понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; предпосылок ценностно-смыслового восприятия; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Дети дошкольного возраста лучше всех других состояний воспринимают эмоцию радости. Дети всех возрастных групп достаточно хорошо понимают также выражение грусти. Довольно успешно дети 4-7 лет воспринимают экспрессию гневного, рассерженного человека. В успешности опознания эмоции страха испытуемыми разных возрастных групп наблюдаются заметные различия. Дети 6-7 лет хорошо понимают эту эмоцию, в то время как дети среднего возраста узнают это состояние лишь в 67% случаев. Здесь возрастные возможности выступают наиболее рельефно.
Труднее считывается всеми детьми эмоция удивления, вызванная интересом к чему-либо. Почти половина детей 4-5 и 6-7 лет вообще не понимают выражения этого эмоционального состояния.
Понимание эмоционального состояния человека невозможно без способности воспринимать экспрессивные признаки выражения эмоции. Благодаря такому восприятию у ребенка формируется перцептивный образ. Это образ, создающийся в результате восприятия, одна из разновидностей чувственного образа. Его формирование есть процесс построения изображения. Как и любое изображение, образ представляет собой множество элементов, которые находятся в определенном соотношении с множеством элементов изображаемого объекта. Общие возрастные закономерности восприятия и особенности эталона экспрессии и определяют тот тип восприятия эмоции, благодаря которому создается перцептивный образ человека, находящегося в том или ином эмоциональном состоянии, a его вербализация ребенком позволяет судить о типе восприятия им эмоции, а также и в какой-то мере о том эталоне экспрессии, который лежит в основе опознания ребенком состояния человека. Автором установлены также типы восприятия детьми эмоций: довербальный, диффузно-аморфный, диффузно-локальный, аналитический, синтетический, аналитико-синтетически.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.