Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Холдинг-терапия в работе с детьми с РАС. Работа №335492

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Холдинг - терапия  (от англ. hold – удерживать, выдерживать, владеть)  - психотерапевтическая техника при работе с ребенком, имеющим расстройства в процессе общения (отсутствие контактов в первую очередь с матерью) и нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Холдинг терапия представляется одним из адекватных средств психологической коррекции нарушенного родительского отношения к ребенку. Однако, холдинг продолжает считаться спорным методом, поскольку его процедура расценивается рядом специалистов как чрезмерно стрессовая и для ребенка, и для родителей.

 

Работа:

Термин

Холдинг - терапия  (от англ. hold – удерживать, выдерживать, владеть)  - психотерапевтическая техника при работе с ребенком, имеющим расстройства в процессе общения (отсутствие контактов в первую очередь с матерью) и нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Как известно, в наибольшей степени трудности аутичного ребенка проявляются в нарушении возможности устанавливать и развивать эмоциональные связи с другими, даже самыми близкими людьми. Понятно, что вне эмоционального контакта не возможна социализация ребенка, развитие его высших психических функций. Нарушение эмоциональной связи с ребенком не может не отразиться и на его близких, формирует особые отношения внутри семьи и особые установки во взаимодействии семьи с социумом.

Родителям детей с аутизмом, при всей их направленности на помощь ребенку, часто достаточно трудно осваивать способы коррекционного взаимодействия с ним. Этому препятствует их неуверенность в себе, обусловленная исходно затрудненной обратной связью с ребенком, отсутствием общего аффективного опыта, который обычные родители и дети получают в ранних формах эмоционального взаимодействия.

С этой точки зрения холдинг терапия представляется одним из адекватных средств психологической коррекции нарушенного родительского отношения к ребенку. Однако, холдинг продолжает считаться спорным методом, поскольку его процедура расценивается рядом специалистов как чрезмерно стрессовая и для ребенка, и для родителей.

История

Холдинг терапия, как метод коррекции эмоциональных расстройств у детей, разработан в США доктором М. Welch (1983, 1988). Само открытие метода было связано с попыткой М. Welch найти выход в ситуации, когда ни медикаментозное лечение, ни традиционные педагогические приемы не приводили к положительному сдвигу в состоянии глубоко аутичного ребенка.

Наблюдая, как бабушка ребенка успокаивает его мать, заключив ее в свои объятия, доктор Welch решила предложить матери испробовать то же средство, чтобы активировать ребенка и попытаться установить с ним контакт.

Результат первого «холдинга» (от английского «hold» - держать) подкрепил ожидания врача и матери ребенка; «удержания» стали ежедневной процедурой в семье пациента доктор Welch, в состоянии которого наблюдалась отчетливая положительная динамика. С этого времени д-р Welch ввела в свой лечебный арсенал холдинг, как способ коррекционной работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом. Позже она распространила метод на детей, страдающих различными эмоциональными расстройствами.

В отечественной психологии метод холдинг-терапии успешно разрабатывался Марией Либлинг.[7] У неё метод удержания намного мягче, чем классическая холдинг-терапия.

«Суть метода состоит не в механическом удерживании ребёнка, а в том, что происходит между ребёнком, матерью и отцом в процессе холдинга. Мать берёт ребёнка на руки, сажает на колени лицом к себе и обнимает его. При этом она не должна все время плотно прижимать его к себе, так как у мамы и ребёнка должна быть возможность посмотреть друг другу в глаза. Родители настойчиво объясняют ребёнку, как он им нужен, говорят, что не желают его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть».

Мария Либлинг в соавторстве с Ольгой Никольской и Еленой Баенской, выделяют в холдинг-терапии два компонента.

«Очищающий» – собственно преодоление аутистического барьера, снятие эмоционального напряжения и негативизма. И «развивающий» - его цель разработать новые формы эмоционального контакта.

Они отмечают, что классический холдинг ориентирован только на «очищающий» компонент. При таком подходе терапия через некоторое время превращается в стереотипную ритуализированную процедуру и начинает терять свою эффективность.

В своей версии холдинг-терапии они акцентируют внимание на «развивающем» компоненте, то есть на тех видах взаимодействия, которые происходят на стадии разрешения.

 

Три стадии по Уэлч

Автор метода Марта Вельч выделяет в процедуре холдинга три стадии:

– конфронтация. Обычно ребенок противится началу холдинга, уклоняется от начала процедуры, хотя часто на протяжении всего дня ждет его;

– отвержение (или сопротивление). Когда матери всё-таки удается настоять на своем, усадить ребенка себе на колени и заключить его в свои объятия, после конфронтационной паузы наступает фаза активного отвержения. Наступление этой фазы не должно пугать мать или находящегося рядом с матерью и с ребенком отца. Ее наступление как раз говорит о том, что холдинг проходит нормально. В эти минуты нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугаться и отступить под его физическим натиском. Ребенок может вырываться из объятий, кусаться, царапаться, кричать. Правильная реакция матери – гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не отпустит его именно потому, что любит;

– разрешение. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность; мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви.

Процесс

Марта Уэлч подчеркивает – терапию следует проводить в контакте с психологом! Холдинг-терапию с семьей, имеющей аутичного ребенка, должен вести психолог или педагог, иногда врач-психотерапевт, имеющий опыт коррекционной работы с аутичными детьми и обладающий необходимыми знаниями о закономерностях аффективного развития таких детей.

В задачи специалиста входят следующие обязанности:

–выявлять готовность семьи к холдинг-терапии (специалист подробно информирует семью о сути и технике холдинга и убеждается в эмоциональной готовности родителей проводить терапию);

– вдохновлять, заставлять, принуждать мать держать ребенка;

– наблюдать, фиксировать свои наблюдения и передавать матери сигналы от ребенка, которые она не понимает или не замечает;

– анализировать семейные конфликты, которые нередко выливаются наружу в ситуации холдинга;

– сдерживать гнев и отчаяние матери и поддерживать ее во время терапии;

– организовывать помощь отца и других членов семьи.

 

Процессу терапии предшествует подготовка семьи к холдинг-терапии: психолог объясняет родителям суть терапии, убеждается в их готовности к проведению терапии, обучает их способам взаимодействия с ребёнком в моменты установления эмоционального контакта.

Способы взаимодействия: игры, пение песенок и потешек, стимуляция ребёнка на договаривание слов и звукоречевое подражание родителям, разговоры и обучение новому.

Классическая процедура холдинга, по описанию М. Welch, состоит в том, что мать привлекает к себе ребенка, обнимает его и крепко держит (лицом к лицу). Аутичный ребенок чаще всего оказывает сопротивление, может драться, кусаться, плеваться. Мать должна не сдаваться, держать ребенка и пытаться установить контакт глазами. Первый холдинг может быть как коротким, так и очень продолжительным. Важно придти к тому моменту, когда ребенок больше не хочет сопротивляться, и начинает спокойно контактировать с матерью, другими взрослыми: появляется прямой взгляд в глаза, а порой ребенок рассматривает лицо матери так, словно видит его впервые, ощупывает его, гладит мать по волосам. Для нее такое поведение ребенка часто оказывается неожиданным; многие мамы признаются в том, что эти минуты эмоционального взаимодействия, открытого контакта с ребенком - самые первые в их жизни.

После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным, может даже заснуть на руках у матери (что считается одним из благоприятных исходов холдинга), а может остаться и достаточно активным.

Правила проведения

Правила проведения холдинга

1. Сеансы должны проводиться родителями ежедневно, по крайней мере, в течение двух первых месяцев.

2. Первые 3-4 сеанса необходимо проводить в присутствии психолога.

3. Необходимо добиваться полного расслабления ребенка, по крайней мере, на 3-4-м сеансе.

4. Не рекомендуется прерывать сеансы, особенно в первые два месяца. Несмотря на активное сопротивление, необходимо удерживать ребенка вплоть до его психического истощения и отпускать его только тогда, когда он расслабится.

5. Желательно во время удерживания приговаривать ребенку, какой он «теплый», «хороший», «добрый», «как мы тебя любим».

Противопоказания

Противопоказания к применению холдинг-терапии:

– тяжелые соматические (острые или хронические) заболевания родителей или ребенка;

– тяжелые органические поражения нервной системы;

– эпилептические приступы и другие пароксизмальные расстройства;

– астматические приступы;

– выраженные кожные заболевания;

– сахарный диабет;

сердечно-сосудистые заболевания ребенка и родителей;

– ситуация неполной семьи;

– категорический отказ отца от участия в холдинг-терапии;

– сопротивление обоих родителей, их эмоциональная неготовность к холдинг-терапии.

Холдинг-терапия, стимулируя развитие ребенка, дает семье возможность по-новому наладить взаимодействие с ним, преодолевая при этом как сам аутизм, так и связанную с ним задержку психического развития.

Положительный эффект

После сеансов ребёнок начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, ребенок может рассматривать лицо матери так, как будто видит его впервые, ощупывает его, гладит мать по волосам. Это наглядно проявляется в установлении более тесного эмоционального контакта ребенка с родителями, в увеличении его познавательной и речевой активности в процессе занятий. У родителей, имеющих детей с аутизмом, в результате холдинг-терапии наблюдается понимание потребностей и проблем ребенка. Многие родители отмечают, что в процессе занятий дети стали более уверенными, уменьшилась тревожность.

Критика

С самого начала своего существования холдинг терапия периодически подвергалась критике как со стороны некоторых специалистов, так и со стороны родителей.

Они описывают метод холдинг-терапии как чрезмерно стрессовый как для ребёнка, так и для родителей.[9] Критикуется применение силы и принудительных объятий к и без того беззащитному ребёнку и отмечается, что существуют более гуманные методы коррекции аутистических проявлений. Сеансы холдинг-терапии могут приводить к появлению нарушений сна, усилению агрессивности и возбудимости, увеличению количества стереотипий, что сторонники холдинг-терапии рассматривают как временные явления. А при недостаточно профессиональном применении холдинг-терапия способна привести к серьёзному ухудшению состояния ребёнка и спровоцировать регресс в развитии.

Многие специалисты, полагают, что данная практика расходится с адекватным представлением о родительстве, как отношениях, основанных на доверии. Ребёнку может быть крайне трудно восстановить полное, истинное доверие к взрослому после того, как тот удерживал его против воли – независимо от «добрых намерений» родителей или последующего поверхностного поведения. 

Однако есть и сторонники холдинг-терапии, такие как Мария Либлинг, которая в своих работах опровергает утверждение, что холдинг-терапия является насилием по отношению к ребёнку. По её мнению холдинг терапия, как и любой метод психолого-педагогической коррекции, потенциально может оказаться травматичным или превратиться в наказательную процедуру, но только в неумелых руках, или в том случае, когда она становится «самостоятельной работой» родителей.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X