Игра – как средство познавательного и коммуникативного развития.
Цель: Показать педагогам важность и значимость развития познавательных процессов у дошкольника.
Игра-знакомство «Танцы по кругу»
Участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Я Вера, я танцую вот так» (показывает свое движение жестами). Вся группа говорит: «Это Вера. Вера танцует вот так» (показывают ее движение жестами). Затем каждый из вас показывает поочередно движения всех участников.
Упражнение –энергизатор «3, 13, 33». Группе необходимо посчитать по кругу от 0 и как можно дальше, соблюдая условие - нельзя называть вслух 3 и все числа, содержащие 3, то есть 13, 23 и т. д. и числа, которые делятся на 3, то есть 6, 9 и т. п., вместо них нужно хлопать в ладоши (то есть получается 1,2, хлопок, 4,5, хлопок, 7, 8, хлопок, 10, 11, хлопок и т. д.)
Одна из важнейших целей нашей деятельности в детском саду – развитие познавательных процессов дошколят, а значит, «профилактика» отставания в учении будущих школьников.
- Как вы понимаете выражение «познавательная деятельность»?
(варианты ответов и их краткий анализ)
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Сегодня хочу немного рассказать об известном немецком педагоге Вильгельм Август Фребель создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Всем он вам известен, хочется немного напомнить.
Ф. Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!» и воспитывать их должны «добрые садовницы»). Фребёль изобрел систему раннего развития, основанную на т. н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».
Игра – как средство познавательного и коммуникативного развития.
Цель: Показать педагогам важность и значимость развития познавательных процессов у дошкольника.
Игра-знакомство «Танцы по кругу»
Участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Я Вера, я танцую вот так» (показывает свое движение жестами). Вся группа говорит: «Это Вера. Вера танцует вот так» (показывают ее движение жестами). Затем каждый из вас показывает поочередно движения всех участников.
Упражнение –энергизатор «3, 13, 33». Группе необходимо посчитать по кругу от 0 и как можно дальше, соблюдая условие - нельзя называть вслух 3 и все числа, содержащие 3, то есть 13, 23 и т. д. и числа, которые делятся на 3, то есть 6, 9 и т. п., вместо них нужно хлопать в ладоши (то есть получается 1,2, хлопок, 4,5, хлопок, 7, 8, хлопок, 10, 11, хлопок и т. д.)
Одна из важнейших целей нашей деятельности в детском саду – развитие познавательных процессов дошколят, а значит, «профилактика» отставания в учении будущих школьников.
- Как вы понимаете выражение «познавательная деятельность»?
(варианты ответов и их краткий анализ)
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Сегодня хочу немного рассказать об известном немецком педагоге Вильгельм Август Фребель создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Всем он вам известен, хочется немного напомнить.
Ф. Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!» и воспитывать их должны «добрые садовницы»). Фребёль изобрел систему раннего развития, основанную на т. н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».
Интересные факты о дарах и играх Фрёбеля : - Фридрих Фрёбель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году! - Кроме того, именно Фрёбель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам.
Если во времена Фрёбеля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фрёбеля» представляют собой игровой набор из 14 модулей. «Дары» являются символическими элементами.
У меня имеется 6 «даров»
Сейчас у нас будет «Мозговой штурм»
На каждом столе один модуль Фребеля
Предлагаю поделиться на четыре группы. На каждом столе лежат предметы. Вам нужно будет придумать 5 способов применения этого предмета направленного на развитие познавательных процессов. Дать каждому название игры, какой познавательный процесс развивает данная игра, и указать для какого возраста подходит. (Пишут на ватмане, выходят и рассказывают название игры, цель).
Модуль № 1 – «Текстильные мячики».
С помощью данного модуля:
- тренируется мелкая моторика рук;
- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;
- дети изучают цвета и формы;
- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и тд.);
- с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;
- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.
Модуль № 2 – «Основные тела».
3 пары геометрических фигур – шар, куб, цилиндр.
- знакомство с разными формами предмета;
- сравнение фигур между собой, умение анализировать и выявлять особенность и качество каждой.
- формирование самостоятельных исследовательских навыков;
-изучение движения предмета по траектории и различным направлениям.
-с помощью фигур, подвешенных на нитях, обучаем направлению движения предмета в различные стороны. Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз) и формируют у ребёнка пространственную ориентацию.
-развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка.
Модуль № 3 «Куб из кубиков»
Модуль № 4 «Куб из брусков»
Модуль № 5 «Кубики и призмы»
Модуль№ 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Модули 3 -4 представляют собой куб, разделённый на мелкие кубики.
Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, количество частей знакомит с числом. Исследуя кубики. Ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью.
Таким образом развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил. В игровой форме занятия с материалами помогут ребёнку развить на практике логические способности, умение рассуждать и делать выводы.
5-6 модули включают большое количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций.
Также использую различные пособия и материалы на развитие познавательных процессов, которые вы видите на экране. Использую в работе мнемотехнику.
Также развиваю коммуникативные навыки общения у детей через организацию игровой деятельности.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. 21 век – век современных технологий: появились компьютеры, ноутбуки и т. п. И дети вместо того чтобы играть со сверстниками, все больше времени проводят за компьютерными играми. Хорошо если это развивающие игры, но мы взрослые знаем, как затягивают детей игры, где стреляют, убивают, проще сказать связанные с насилием. Такие игры отрицательно влияют на эмоциональный фон ребенка. И в результате в последнее время часто приходится наблюдать, что дети, не все, конечно, не умеют играть друг с другом. Все чаще можно видеть детскую агрессивность, конфликтность, отсутствие сопереживания к партнерам по общению. На практике мы с напарницей тоже столкнулись с данной проблемой.
В нашем саду есть дети с речевыми нарушениями, часто у таких детей наблюдается замкнутость, застенчивость, нерешительность, не идущие на контакт. Во многом это связано с низким уровнем развития коммуникативных навыков.
Поэтому, считаю, что проблема общения и взаимодействия личностей – одна из ведущих и очень важных.
Секрет успешного общения – в развитии коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте. А поможет в этом, конечно же, игра. Во – первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во – вторых, коммуникативные игры – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся на равных, стараются учитывать интересы и способности друг друга. В третьих - можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.
В своей работе с детьми используем коммуникативные игры, которые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации.
Я разработала план взаимодействия с воспитателем по лексическим темам. Где я прописала игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов и на развитие коммуникации.
Чтобы воспитатель не искал игры, которые есть в плане. К плану добавила приложение с играми, они могут свободно открывать и проводить.
Теперь предлагаю поиграть в игру «Найди пару»
Цель: Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Ход упражнения: Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т. д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Таким образом, игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре.
Игра играет очень важное значение в развитии личности ребенка.
Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Поэтому игры играют важную роль для формирования внимания.
Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения.