Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах учебного занятия различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна основываться на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
4. Урок – деловая игра.
Подготовила : Петрова Татьяна Александровна, учитель начальных классов
Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий.
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности В жизни людей игра выполняет следующие функции:
1. Развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).
2. Коммуникативную: с помощью игры осваивается диалектика общения.
3. Функцию самореализации, т.к. в игре человек приобретает практические навыки.
4. Терапевтическую функцию: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.
5. Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
6. Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
7. Функцию межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
8. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Место и роль игровой технологии в процессе обучения, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. Рассмотрим следующую классификацию педагогических игр (Г.К. Селевко):
1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса игры могут быть:
- обучающими, тренировочными, контролирующими, обобщающими;
- познавательными, воспитательными, развивающими;
- репродуктивными, продуктивными, творческими;
- коммуникативными, диагностическими, профориентационными.
3. По характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию процесса обучения, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
В развивающих играх (в этом заключается их главная особенность) – удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до потолка своих возможностей. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать образовательный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого педагога.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах учебного занятия различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна основываться на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
4. Урок – деловая игра.
Широкие возможности для активизации процесса обучения дает использование ролевых игр. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Формы проведения ролевой игры могут быть следующие: путешествие; дискуссия на основе распределения ролей, пресс-конференция, урок-суд и т.д.
Разработка и проведение ролевых игр включает следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный и анализ результатов.
В настоящее время школа нуждается в такой организации деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.
В связи с этим возникает актуальность использования игровых технологий в современной школы, т.к. изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Литература
1. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной
деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.
2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы
психологии, 1989. – С. 105.
3. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод.
пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. –
361с.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности
школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
5. Дружинина Н.М. Наглядность на уроке внеклассного чтения. – Л.: АСТ,
1982. – 101 с.
6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1981. – 78 с.
7. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.
8. Зимняя А.Н. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2006. – 243 с.
9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению
в школе. – М.: Изд. центр Академия, 2005. – С. 69.
10. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная
школа. – изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 384 с.
11. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.:
Просвещение, 2003. - 152 с.
12. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и
развитии: Учебное пособие. – М.: Рос. пед. агенство, 1996. – С. 5.
13. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа,
1994. – С. 14.
14. Педагогические игры. – М.: Изд. ООО Красико – Принт, 2007. – 238 с.
15. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Просвещение, 1983. – С. 114
16. Игра – обучение, тренинг, досуг / Под ред. Летрусинского В.В. – М.:
Новая школа, 2006. – 163 с.