В данной работе раскрывается содержание работы в условиях инклюзии в школе. Автор говорит о необходимости внедрения игровых логопедических технологий в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, с задержкой психического развития) младшего школьного возраста, испытывающих трудности в устной и письменной речи. В частности, представлено описание игр и логоритмических упражнений в системе работы по коррекции различных видов дисграфии в условиях инклюзивного образования.
Игровые технологии в работе школьного логопеда с детьми с ОВЗ
Поиск эффективных форм коррекционного воздействия на детей младшего школьного возраста - одно из актуальных направлений совершенствования системы их обучения и воспитания. Чистая и правильная речь возможность приобрести навыки общения и научиться строить отношения с окружающим миром. Речь – способность приобретенная, она совершенствуется постепенно. У многих детей процесс речевого формирования задерживается в силу многих причин: это может быть нарушение в анатомии речевого аппарата, это может быть недоразвитость речевых зон головного мозга или несформированность произвольных движений и т.д.
Детям с ограниченными возможностями здоровья можно повторять одно и то же десятки раз, но уже на следующий день от выученного не останется и следа, так как им нелегко дается процесс выстраивания логических связей. Чтобы запомнить любую информацию, необходимо найти смысл, вычленить главное. Логоритмика поможет в преодолении и профилактике этих нарушений в условиях образовательных организаций [3].
Я хочу предложить логоритмические упражнения, направленные на профилактику и коррекцию дисграфии у младших школьников с ОВЗ. Эти упражнения можно применять на индивидуальных или групповых занятиях по коррекции устной и письменной речи.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи ребенка.
Чередование различных логоритмических упражнений требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными. Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.
Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения, но в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на состояние его психического и физического здоровья.
Речевые упражнения проговариваются так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. При этом важно соблюдать определенную последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
Логоритмика – это двигательные упражнения, упорядоченные в систему, особенность которых заключается в целенаправленных движениях, сочетаемых с произнесением специального речевого материала. Это своеобразная форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений через коррекцию неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге, адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Благодаря логопедической ритмике можно в разнообразных формах развивать артикуляцию, мимику; расширять словарь детей; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм и прочее.
Положительное воздействие логоритмических упражнений на детей с речевой патологией проявляется в следующем: формируются гностические зрительные функции: разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); развивается концентрация и переключение произвольного зрительного внимания; формируются моторные зрительные функции: перемещение целенаправленного взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей; совершенствуется зрительно-пространственные представления, т.е. представления о системе координат: «сверху – снизу», «спереди – сзади», «слева – справа»; укрепляются мышцы органов артикуляции, развивается их подвижность; совершенствуются кинестетические ощущения; формируются и закрепляются навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; развивается слуховое внимание, двигательная память и фонематический слух; осваивается выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью; развивается мелодико-интонационные и просодические компоненты.
Занятия по логопедической ритмике направлены также на всестороннее развитие ребёнка, на способность легко ориентироваться в мире вокруг нас, на осознанное выполнение заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. И что важно для логопеда — дают возможность ребенку не зацикливаться на речевом дефекте, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить программные виды деятельности. Логоритмическая работа с детьми 1-2 классов нашла также своё подтверждение в процессе работы по профилактике и коррекции нарушений дисграфии, ведь известно, что в одной связке с устными нарушениями речи существует и патология письменной речи.
«Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, образовавшееся на фоне недостаточности или искажения восприятия речевого сигнала. Она характеризуется стойкими и повторяющимися ошибками, выражающимися в смешении и замене согласных оппозиционных букв, искажении звуко-слоговой структуры, нарушении слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмах» [2].
Предлагаю следующие виды логоритмических упражнений, которые используются при коррекции различных видов дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия («косноязычие в письме»). Неправильное произношение звуков речи, отражающееся на письме, при котором ребенок пишет слова так, как произносит.
Виды логоритмических упражнений:
- подготовительный этап в работе по исправлению звукопроизношения; артикуляционная гимнастика (формирование точных движений органов артикуляционного аппарата); дыхательная гимнастика (формирование направленной воздушной струи); пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики рук); этап автоматизации звука; автоматизация звука в слогах (использование звукоподражаний, при выполнении двигательных упражнений); автоматизация звука в словах, предложениях (проговаривание чистоговорок, скороговорок, рифмовок, стихов в определенном ритме под музыкальное сопровождение или с отстукиванием ритма).
2. Нарушения фонемного распознавания (дифференциация фонем). Такая дисграфия проявляется в осуществлении буквенных замен, обозначающих фонетически близкие звуки, когда нарушено обозначение мягкости согласных на письме.
Виды логоритмических упражнений:
- развитие слухового внимания (неречевые звуки, музыка); повтори ритм, продолжи ритм, динамический ритм (дети двигаются по кругу под ритм, прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая с проговариванием и прохлопыванием слов, предложений), испорченный ритм; игры с мячом; двигательные упражнения с проговариванием оппозиционных звуков, с выполнением заданных упражнений на определенный звук.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение слогового и фонематического анализа и синтеза.
Виды логоритмических упражнений:
- игра «какое слово сказала корова» (звуковой анализ слов); упражнение «отхлопать слоговую структуру слова» (слоговой состав слов); задания на сочетание речи с движением (шаг на каждое слово).
4. Лексико-грамматическая дисграфия (аграмматическая) проявляется на письме и обуславливается несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматическая дисграфия отличается на уровне слов, словосочетаний, предложений и текста. Зачастую у детей с дисграфией обнаруживаются морфологические нарушения.
Виды логоритмических упражнений:
- расширение словарного запаса: игра в мяч с сохранением ритма («Я знаю пять…); отгадывание и загадывание загадок, составление рассказов-описаний).
5. Зрительно-пространственная (оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Виды логоритмических упражнений:
- развитие ориентировки в схеме тела, в окружающем пространстве (Игры «Правильное и неправильное зеркало», «Повтори-ка», межполушарное рисование, с проговариванием того, что рисуешь и направления движения).
Таким образом, логоритмические упражнения является эффективным и действенным средством в коррекционно-педагогической работе по профилактике устной речи и коррекции дисграфии.
Положительная динамика речевого развития к концу учебного года прослеживается у тех детей, кто систематически занимался логопедической ритмикой. Практика показала, что регулярные двигательные упражнения, сочетаемые с произнесением специального речевого материала, способствуют совершенствованию устной и письменной речи ребенка, невзирая на вид речевого нарушения, формируют правильный жизнеутверждающий заряд, учат общению со сверстниками и многое другое.
Список литературы
1. Русакова Е. А. Важность логоритмики для детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 121-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9668/ (дата обращения: 17.10.2018).
2. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста.// Образование и воспитание. 2016. №2.
3. Яковлева Н.В. Технология «перекодирование» в группах компенсирующей направленности как стимул интеллектуального и творческого потенциала дошкольника // «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях» / Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Томск, 2013. (0, 25 п.л.) март 2013