Цель: освоение организации экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
1. Способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка.
2. Сформировать у педагогов мотивацию на использование поисково – исследовательской деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Оборудование:
- трубочки для коктейля на каждого;
- стакан с водой на каждого;
- два пустых стакана;
- карандаши на каждого;
- скрепки, резиновые игрушки, булавки, гвозди, пуговицы, монеты на каждом
столе;
- воздушные шары на каждого;
- цветы лотоса на каждого;
- два таза с водой;
- 2 панно лилия в пруду;
- бумажные кораблики на каждого;
- магниты на каждого;
- иголки на каждого.
Ход:
Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен, изучать, открывать мир. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; наблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; разбирать игрушки, изучая их устройство. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы - «зачем?», «как?», «почему?». Именно в ходе поисково-исследовательской деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании.
Самой доступной и интересной формой поисково-исследовательской деятельности является экспериментирование. В повседневной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами. Многие увлекательные
игры-исследования начинаются с таких действий как, измерение глубины луж и наблюдение бензиновых пятен на луже, переливание воды, пересыпание песка, шуршание листьями. Все это в значительной мере и есть
проявление любознательности, стремление к исследовательскому поиску. Но
когда ребенок проделывает это один, он не может найти ответы на свои вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно.
Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и более познавателен. В основу исследовательской деятельности ложится игровая деятельность. Например, я свои занятия провожу в форме игры – «Научная лаборатория», где дети и я вместе с ними играем в ученых, у нас есть младшие и старшие научные сотрудники.
По моим наблюдениям, знания, полученные в ходе эксперимента, опираются на живой интерес, любознательность, на высокий эмоциональный подъем.
Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, какие звуки он издает, попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.
Я предлагаю вам самим в этом убедиться. Пример с яблоком.
- Что это? (половина яблока).
- Что с ним произошло? (оно потемнело).
- Можно ли его есть?
- Что такое железо? (железо-это металл).
- Почему я начала беседу о яблоке? Яблоко содержит железо. Давайте вместе проверим. Показываю ржавый гвоздь. Ржавчина образуется на железе, если оно долго полежит в воде или на воздухе.
- Какого ржавчина цвета? (соскабливаю ржавчину на бумагу) ржавчина рыжего, коричневого цвета. Вернемся к яблоку. Темные пятна на яблоке тоже ржавчина. Это проявилось железо. Железо содержится в яблоке.
- В чем полезность железа для организма человека? (чтобы быть крепкими, здоровыми).
Для того чтобы детям доказать, что железо – твердый металл, предлагается изучить свойства металла, посредством опытов. Часто у взрослых возникает проблема, как подхватить любознательность ребенка, как ему помочь познать окружающий мир и радостно провести свободное время.
Сегодня я подскажу вам некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут вам расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.