Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Игры эксперименты в работе учителя - логопеда с детьми раннего возраста. . Работа №285707

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Практика показывает, что в экспериментальная деятельность с использованием наглядно-практического материала на логопедических занятиях:

*       Способствует развитию у детей навыков  фонематического слуха, речевого дыхания, языкового анализа и синтеза.

*       Помогает понять ребёнку, что не всякий набор звуков (букв) является словом, что слово имеет значение.

*       Делает привлекательным овладение правильным звукопроизношением.

*       Развивает познавательный интерес к изучению родного языка.

Воспитывает у детей стремление к поисковой, мыслительной деятельности.

Работа:
Игры – эксперименты в работе учителя – логопеда
с детьми раннего возраста.
Ребёнок усваивает только тот опыт,
который был им воспринят.
Л.С. Выготский
Расскажи – и я забуду.
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму
(Китайская мудрость)
Эксперимент (от лат . experimentum – проба, опыт) – метод чувственно-эмпирического познания действительности, единство знаний и умений, проба, опыт вообще; попытка осуществить что-либо.
В процессе коррекции речевых нарушений учителю – логопеду необходимо учитывать особенности становления высших психических функций детей раннего возраста.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, номинативную и регулятивную.
В ходе детского экспериментирования развивается связная речь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы (номинативная функция речи). Коммуникативная функция речи обогащается в непринужденной обстановке, где дети учатся взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности и развивать диалог, умение высказываться в форме небольшого рассказа. Воспитанники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать элементарные выводы, простые умозаключения и регулировать свою деятельность совместно с другими детьми и взрослыми (регулятивная функция речи).
На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.
Практика показывает, что в экспериментальная деятельность с использованием наглядно-практического материала на логопедических занятиях:
Способствует развитию у детей навыков фонематического слуха, речевого дыхания, языкового анализа и синтеза.
Помогает понять ребёнку, что не всякий набор звуков (букв) является словом, что слово имеет значение.
Делает привлекательным овладение правильным звукопроизношением.
Развивает познавательный интерес к изучению родного языка.
Воспитывает у детей стремление к поисковой, мыслительной деятельности.
Игры-эксперименты – это игры, обучающие знаниям посредством открытия. В процессе эксперимента ребёнок открывает для себя что-то новое. Игры-эксперименты, стимулируют у ребёнка его любознательность и речь.
Я предлагаю, задания и упражнения, которые педагоги могут использовать в ходе исправления речевых нарушений и закрепления полученных умений.
Игровые эксперименты для развития фонематического слуха
Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Развитие фонематического слуха необходимо начинать с самого раннего возраста.
Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух- является основой для понимания смысла сказанного.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
ИГРА Где звенит? Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – жмурки. Ребенок в роли водящего.
ИГРА Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.
ИГРА Подбери картинку или игрушку.
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
ИГРА Слушай, пробуй, как звучит.
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
ИГРА Угадай, что звучало.
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти голоса всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.
При этом выполняется речевая работа: формирование пространственных представлений, усвоение предложно-падежных конструкций, составление предложений с союзом а.
Игры-эксперименты в развитии речевого дыхания
Важным разделом логопедической работы является развитие речевого дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.
При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением бокового сигматизма. Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого мы предлагаем поэкспериментировать, поймать воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами.
ЗАДАНИЕ Поймай воздушную струю. Ребенку предлагается подуть на вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы поймать воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.
ЗАДАНИЕ Греем руки. В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если ветерок холодный, зимний, значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] ветерок тёплый, летний, ладошки греются.
ИГРА Научим бабочку (стрекозу) летать.
УПРАЖНЕНИЕ Футбол. Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы трубочкой и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в ворота При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.
ИГРА Горячий чай
УПРАЖНЕНИЕ Фокусник. Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.
ИГРА Буль- буль. Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль - буль " с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-буль ", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно.(вода прольется из стакана) Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.
ИГРА Буря в стакане; Рябь на воде - тренируем дыхательный аппарат.
Применение игр-экспериментов
для развития лексико-грамматического строя.
В процессе игр-экспериментов происходит накопление активного и пассивного словаря. Ребенок усваивает качественные прилагательные, обозначающие цвет, температуру (холодный, горячий, теплый), относительные прилагательные, обозначающие тип поверхности (гладкий, шершавый, ребристый, выпуклый), материал (деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый). В активный словарь вводятся глаголы: шуршит, гремит, шипит, звенит, тонет, а также однокоренные глаголы с разными приставками, наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно. Ребенок усваивает антонимы: холодный и горячий, толстый и тонкий.
Так же происходит более быстрое формирование навыков словоизменения, в том числе: согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже, согласование и управление в сочетаниях числительных с существительными, усвоение форм сравнительной степени прилагательных и наречий, предложно-падежных конструкций, усвоение причастия как одной из глагольных форм, например, шуршащий, плавающий.
Во время игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные.
ЗАДАНИЕ Что тяжелее?. Предлагаем ребенку два игрушечных петушка, одинаковых по размеру, но один из глины, другой из пластмассы. Необходимо определить какая игрушка тяжелее?
ИГРЫ с мячом. Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться? Что может делать мяч? (прыгать, катиться). Какой мяч? (Слова – признаки). ВАРИАНТЫ ИГРЫ: возьмем два мяча одинаковые по размеру, но один из резины, второй из пластмассы. Дети поочередно ударяют мяч об пол и определяют какой мяч скачет, а какой нет.
ЗАДАНИЕ Что плавает, что тонет? Предлагаем детям две ложки: одна металлическая, другая деревянная. Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, металлические тонут.
ИГРЫ: Угадай на ощупь, например бакалейный продукт (крупы, макароны). Ребенок учится употреблять относительные прилагательные.
Угадай по запаху, Угадай по вкусу.
ИГРЫ с водой:
Водатеплая – холодная.
Закрепление понятий тёплый, холодный; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой. Здесь у нас работает осязание. Что получится, если смешать холодную и горячею воду (теплая).
Окрашивание воды.
Используем разноцветную гуашь. Закрепляем цвета.
ИГРЫ с магнитами позволяют ребенку заключить, что магнит притягивает, например, железный шуруп и железную гайку и не притягивает деревянный шарик и фарфоровое блюдце, что к магниту прицепились две железные (стальные) шайбочки, два железных винтика и не прицепились пять пластмассовых (или алюминиевых) гаек. О результатах эксперимента ребенок рассказывает с помощью педагога, усваивая при этом согласование числительных и прилагательных с существительными и относительные прилагательные со значением материала.
Эксперименты со светом. Для них нам нужны электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых нами солнечных зайчиков, мы учим ребенка употреблять предложно-падежные конструкции, учим согласованию прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком, и синим кубиком пробежал и так далее. Развивается пространственное восприятие: Солнечный зайчик в комнате слева, справа, вверху справа и т.д.
Список используемой литературы
Большакова С.А. Работа логопеда с дошкольниками. Игры и упражнения., М. Просвещение, 1996.
Гринберг Д. Первая книга опытов и экспериментов для детей.
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения., ж. Управление дошкольным образовательным учреждением № 4, 2004.
Иванова А.И. Человек. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду., М. ООО ТЦ Сфера, 2004.
Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман Чтение без принуждения, М. Знание, 1987.
Коррекционно-педагогическая работа в учреждениях для детей с нарушениями речи. Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши, М. Т. Ц. Сфера, 2007.
Т. А. Ткаченко Совершенствование навыков звукового анализа и обучению грамоте, ЭГСИ, 1999.
Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ, Фоминых Е. Н., ж. Логопед №3, 2007.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×