Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Игры и занятия с детьми раннего возраста в период адаптации". Работа №326896

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Семинар – практикум для педагогов «Игры и занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации»

Цель: повышение профессиональной компетенции  педагогов, работающих в адаптационных группах.

Задачи:

- способствовать развитию навыков эффективного общения и взаимодействия;

- ознакомить педагогов с особенностями адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- ознакомить педагогов с  играми и занятиями для детей в адаптационный период направленных на снятие эмоционального напряжения, развитие навыков взаимодействия друг с другом.

План

1.              Ознакомление с понятием «Адаптация»

2.              Игры и занятия - верные помощники в период адаптации

3.              Практикум

Ход занятия

1. Ознакомление с понятием «адаптация»

 

          Уважаемые коллеги, вам досталась очень сложная и в тоже время чрезвычайно важная работа: принимать малышей в детский сад. Вы становитесь заменой малышам семьи, ведь они большую часть своей дошкольной жизни проводят в садике,с вами. Вы становитесь для них второй мамой. И родители возлагают на вас огромные надежды. Вам необходимо проявлять по максимуму свои профессиональные качества, быть внимательными, чуткими, отзывчивыми, мягкими, компетентными.  Изменение привычной социальной среды, сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой стороны требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трёхлетний ребёнок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то малыш раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывает появление стадии напряженной адаптации.          Наша задача, по максимуму помочь малышам в этот сложный период.

 

          Упражнение «Карандаши».

Все встают в круг. Расстояние между участниками 50-60 см карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняют следующие упражнения: поднять руки вверх, вернуть их в исходное положение; вытянуть руки вперед – отвести назад; сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед; наклониться вперед-назад-выпрямиться, присесть-встать.

Вот так объединившись, поддерживая друг друга, как в упражнении «карандаши»,     мы поможем нашим малышам адаптироваться к детскому саду.

Упражнение «Мозговой штурм»

Педагогам предлагается озвучить определение термина  «адаптация».

Психолог подводит к тому, что традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Задание для участников:

Педагогам предлагаются фишки  из трех цветов (по количеству участников), каждому необходимо выбрать одну (объединение в три группы). Каждой группе необходимо охарактеризовать три уровня адаптации («легкая», «средняя», «тяжелая») по соответствии цвету (желтый-«легкая», зеленая-«средняя», красная-«тяжелая»). С обратной стороны нарисовать пиктограмму (эмоциональный портрет новичка).

Психолог раздаёт материал, каждой группе (Приложение 1). Педагоги изучают материал,  и предоставляют информацию другим группам. Каждая группа характеризует конкретный уровень адаптации.

Итак, мы можем прийти к выводу о том, что «Адаптация» (от лат. «приспосабливаю») – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Поэтому необходимо как можно больше  уделять  этому вопросу внимание. Для успешной адаптации детей к детскому саду, в помощь педагогам приходят разнообразные игры, помогающие  привыкнуть малышам к ритму детского сада, снять эмоциональное напряжение и подружиться друг с другом.

2.   Игры и занятия – верные помощники в период адаптации

          Дети раннего и младшего дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому, с целью  предоставления помощи детям в период адаптации к детскому саду, необходимо использовать в течение дня с малышами различные игры и занятия, для снятия эмоционального и мышечного напряжения, снижения импульсивности, тревоги, развития навыков взаимодействия  друг с другом.

          Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, пальчиковая гимнастика. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Параллельно с освоением игр с речевым сопровождением, полезно вводить занятия с различными предметами. На кончиках пальчиков находится огромное количество нервных окончаний. Трогая незнакомые предметы, ребенок получает новую информацию, которая передаётся в мозг, где сопоставляется с данными, полученными с помощью других органов чувств: зрения, слуха, обоняния. В раннем возрасте можно использовать игры с палочками, веревочками, фантами, камешками, пуговицами, прищепками, каштанами, орехами, крупами и т. д. Дети с большим удовольствием овладевают данными видами деятельности. Они заигрываются, успокаиваются, что способствует снятию эмоционального напряжения и общего оздоровления организма.

Отдельно хотелось бы остановиться на играх с песком и крупами.

«Самая лучшая для ребенка игрушка та, писал К.Д. Ушинский, - которую он может заставить по-разному изменяться, для маленьких детей самая лучшая игрушка – куча песка».

Первые контакты детей друг с другом в основном происходят в песочнице. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатели естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.  Через игру в  песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1.              В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком.

2.              В играх с сыпучими материалами происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3.              В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4.              В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5.              Воспитатель становится проводником для ребенка в освоении, умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

6.              Интенсивнее и гармоничнее происходит развитие познавательных процессов.

7.              Песок «заземляет» негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Занятия и игры поднимают настроение у детей, вызывают эмоции радости.

 

 

3.Практикум

 

В заключение нашей встречи предлагаю вам немного расслабиться. Погрузите свои руки в песок (крупу),  приподнимите поочередно пальцы рук,  теперь сделайте круговые движения ладонями в одну сторону, затем в другую.

Возьмите песок в обе руки поднимите вверх, высыпая, покажите, как медленно начинает идти дождь, теперь быстрее, еще быстрее и в  обратном порядке.

Теперь давайте с помощью песка, двумя руками отдельно каждой нарисуем два домика (старайтесь рисовать синхронно). Облагородьте участок вокруг, нарисуйте дерево, кустарники, цветы. Полюбуйтесь, как красиво у вас получилось. Пусть это будут два дома наших малышей их собственный и наш с вами общий – детский сад, а мы с вами общими усилиями создадим спокойствие и красоту вокруг.

Расскажите о своих ощущениях.

Итак, мы пришли к выводу, что действительно песок может нас расслабить, отвлечь, снять напряжение, поэтому мы можем смело использовать сыпучие материалы в работе с детьми, а в период адаптации это особенно актуально.

 Желаю удачи, до новых встреч!

 

 

 

 

Работа:

Семинар практикум для педагогов «Игры и занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих в адаптационных группах.

Задачи:

- способствовать развитию навыков эффективного общения и взаимодействия;

- ознакомить педагогов с особенностями адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- ознакомить педагогов с играми и занятиями для детей в адаптационный период направленных на снятие эмоционального напряжения, развитие навыков взаимодействия друг с другом.

План

Ознакомление с понятием «Адаптация»

Игры и занятия -

верные

помощники

в период адаптации

Практикум

Ход занятия

1. Ознакомление с понятием «адаптация»

 

Уважаемые коллеги, вам досталась очень сложная и в тоже время чрезвычайно важная работа: принимать малышей в детский сад. Вы становитесь заменой малышам семьи, ведь они большую часть своей дошкольной жизни проводят в садике,с вами. Вы становитесь для них второй мамой. И родители возлагают на вас огромные надежды. Вам необходимо проявлять по максимуму свои профессиональные качества, быть внимательными, чуткими, отзывчивыми, мягкими, компетентными. Изменение привычной социальной среды, сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой стороны требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трёхлетний ребёнок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то малыш раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывает появление стадии напряженной адаптации. Наша задача, по максимуму помочь малышам в этот сложный период.

 

Упражнение «Карандаши».

Все встают в круг. Расстояние между участниками 50-60 см карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняют следующие упражнения: поднять руки вверх, вернуть их в исходное положение; вытянуть руки вперед – отвести назад; сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед; наклониться вперед-назад-выпрямиться, присесть-встать.

Вот так объединившись, поддерживая друг друга, как в упражнении «карандаши», мы поможем нашим малышам адаптироваться к детскому саду.

Упражнение «Мозговой штурм»

Педагогам предлагается озвучить определение термина «адаптация».

Психолог подводит к тому, что традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Задание для участников:

Педагогам предлагаются фишки из трех цветов (по количеству участников), каждому необходимо выбрать одну (объединение в три группы). Каждой группе необходимо охарактеризовать три уровня адаптации («легкая», «средняя», «тяжелая») по соответствии цвету (желтый-«легкая», зеленая-«средняя», красная-«тяжелая»). С обратной стороны нарисовать пиктограмму (эмоциональный портрет новичка).

Психолог раздаёт материал, каждой группе (Приложение 1). Педагоги изучают материал, и предоставляют информацию другим группам. Каждая группа характеризует конкретный уровень адаптации.

Итак, мы можем прийти к выводу о том, что «Адаптация» (от лат. «приспосабливаю») – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Поэтому необходимо как можно больше уделять этому вопросу внимание. Для успешной адаптации детей к детскому саду, в помощь педагогам приходят разнообразные игры, помогающие привыкнуть малышам к ритму детского сада, снять эмоциональное напряжение и подружиться друг с другом.

2. Игры и занятия верные помощники в период адаптации

Дети раннего и младшего дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому, с целью предоставления помощи детям в период адаптации к детскому саду, необходимо использовать в течение дня с малышами различные игры и занятия, для снятия эмоционального и мышечного напряжения, снижения импульсивности, тревоги, развития навыков взаимодействия друг с другом.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, пальчиковая гимнастика. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Параллельно с освоением игр с речевым сопровождением, полезно вводить занятия с различными предметами. На кончиках пальчиков находится огромное количество нервных окончаний. Трогая незнакомые предметы, ребенок получает новую информацию, которая передаётся в мозг, где сопоставляется с данными, полученными с помощью других органов чувств: зрения, слуха, обоняния. В раннем возрасте можно использовать игры с палочками, веревочками, фантами, камешками, пуговицами, прищепками, каштанами, орехами, крупами и т. д. Дети с большим удовольствием овладевают данными видами деятельности. Они заигрываются, успокаиваются, что способствует снятию эмоционального напряжения и общего оздоровления организма.

Отдельно хотелось бы остановиться на играх с песком и крупами.

«Самая лучшая для ребенка игрушка та, писал К.Д. Ушинский, - которую он может заставить по-разному изменяться, для маленьких детей самая лучшая игрушка – куча песка».

Первые контакты детей друг с другом в основном происходят в песочнице. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатели естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком.

В играх с сыпучими материалами

происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения

,

как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями

, в

стречу с неизвестным

, о

сваивает позитивные способы поведения.

Воспитатель становится проводником для ребенка

в освоении, умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Интенсивнее и гармоничнее происходит развитие познавательных процессов.

Песок «заземляет» негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Занятия и игры поднимают настроение у детей, вызывают эмоции радости.

 

 

3.Практикум

 

В заключение нашей встречи предлагаю вам немного расслабиться. Погрузите свои руки в песок (крупу), приподнимите поочередно пальцы рук, теперь сделайте круговые движения ладонями в одну сторону, затем в другую.

Возьмите песок в обе руки поднимите вверх, высыпая, покажите, как медленно начинает идти дождь, теперь быстрее, еще быстрее и в обратном порядке.

Теперь давайте с помощью песка, двумя руками отдельно каждой нарисуем два домика (старайтесь рисовать синхронно). Облагородьте участок вокруг, нарисуйте дерево, кустарники, цветы. Полюбуйтесь, как красиво у вас получилось. Пусть это будут два дома наших малышей их собственный и наш с вами общий – детский сад, а мы с вами общими усилиями создадим спокойствие и красоту вокруг.

Расскажите о своих ощущениях.

Итак, мы пришли к выводу, что действительно песок может нас расслабить, отвлечь, снять напряжение, поэтому мы можем смело использовать сыпучие материалы в работе с детьми, а в период адаптации это особенно актуально.

Желаю удачи, до новых встреч.

 

 

Литература:

1.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт. – сост.Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006. -236с.

2.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-Институт специальной педагогики и психологии. 1988г.

3.Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. 72с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×