ИКТ в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста. Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию и пониманию произведений музыкального искусства средствами ИКТ. Из опыта работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации.
В работе с детьми ИКТ дают возможность:
– обеспечить эффективное усвоение музыкального репертуара, познавательного материала;
– оптимизировать музыкальную деятельность: задействовать несколько видов памяти: слуховую, зрительную, моторную одновременно (видим, слушаем, поём или видим, слушаем, выполняем движения или проявляем творчество);
– повысить качество восприятия музыкального репертуара; (увеличение качества иллюстративного материала; качества записи музыкального репертуара для обеспечения подлинного эстетического наслаждения от произведений музыкального и других видов искусства);
– побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности (применение анимационных героев и персонажей для создания поисковой и познавательной деятельности; проблемные и игровые ситуации).
«ИКТ в педагогической деятельности музыкального руководителя ДОО».
Вылегжанина Анжелика Борисовна.
Музыкальный руководитель детского сада №47 «Лесная сказка» АН ДОО «Алмазик», п.Айхал, Республика Саха (Якутия).
Тема: «ИКТ в педагогической деятельности музыкального руководителя ДОО».
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию и пониманию произведений музыкального искусства средствами ИКТ.
Актуальность:
«…Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин. (руководитель международной лаборатории технологий «Образование для Новой Эры»).
С принятием Федерального государственного стандарта ДО, каждый педагог встал перед выбором поиска новых путей модернизации образовательной деятельности с дошкольниками, выбора новых форм работы и внедрения их в практическую деятельность . Как приобщить ребёнка к ценностям культуры и в частности музыки через игру; как сделать так, чтоб у ребёнка возникла мотивация к познанию и творчеству; как сделать познавательную и творческую деятельность красочной, интересной и привлекательной? Использование информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную .
«Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому и уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы». В.А.Сухомлинский.
Задачи:
Формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры средствами ИКТ.
Воспитывать эстетические чувства , вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости.
Приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
Развивать музыкально – эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте.
Активизировать развитие музыкальных способностей и творческие проявления в музыкальной деятельности средствами компьютерных и мультимедиа технологий.
Приобщать родителей к совместной музыкальной деятельности, активизировать творческие проявления в совместной музыкальной деятельности с детьми.
Обеспечение образовательных потребностей воспитанников доступными ИКТ средствами являлись определяющим фактором выбора цели и задач работы, которые вы можете видеть здесь.
В нашем детском саду созданы условия для успешного использования информационно – коммуникативных технологий.
Из всех видов занятий с применением ИКТ - самая доступная форма для детского сада – это НОД с мультимедийной поддержкой. На слайде вы можете видеть в каких формах работы применяю мультимедийную поддержку для работы с детьми.
Рекомендации о том, как использовать ИКТ в работе с дошкольниками, непременном проведении зарядки для глаз, предлагаю каждому из присутствующих в виде буклета.
В работе с детьми ИКТ дают возможность:
обеспечить эффективное усвоение музыкального репертуара, познавательного материала;
оптимизировать музыкальную деятельность: задействовать несколько видов памяти: слуховую, зрительную, моторную одновременно (видим, слушаем, поём или видим, слушаем, выполняем движения или проявляем творчество);
повысить качество восприятия музыкального репертуара; (увеличение качества иллюстративного материала; качества записи музыкального репертуара для обеспечения подлинного эстетического наслаждения от произведений музыкального и других видов искусства);
побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности (применение анимационных героев и персонажей для создания поисковой и познавательной деятельности; проблемные и игровые ситуации);
Мультимедиа технологии развивают желание заниматься музыкальной деятельностью и как следствие – развивать музыкальные способности, повышать музыкальную культуру, погружаться в мир прекрасного.
Во время восприятия музыки при помощи мультимедиа поддержки:
привлекаю пассивных слушателей к активной деятельности;
делаю образовательную деятельность наглядной;
активизирую познавательный интерес, интерес к музыкальной деятельности;
реализую личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку в музыкальной деятельности;
активизирую мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
.
Во время восприятия музыки использую как доступные информационные ресурсы, так и созданные самостоятельно, используя программу Power Point:
портреты композиторов с биографией и беседами о творчестве;
презентации о видах искусства, с применением высокохудожественных произведений изобразительного искусства;
иллюстрации и картинки с музыкальным сопровождением, особенно нравятся детям анимированные картинки или использование
слайдшоу
во время восприятия произведений о
сезонных изменениях в природе (однажды услышала такое суждение о увиденном и услышанном: -Я никогда в своей жизни не видела ничего прекраснее.);
видеоролики, мультфильмы о музыке и с использованием классической музыки,
видеозапись телевизионных познавательных передач о музыке «Шишкина школа. Музыка» который можно использовать даже в работе с младшим возрастом. Для старшего дошкольного возраста фрагменты передачи «Академия занимательных искусств. Музыка».
Для работы с детьми использую тематические презентации: цикл «Знакомство с инструментами симфонического оркестра» с использованием материалов аудиоэнциклопедии с Чевостиком, увлекательно знакомящих дошкольников с новыми понятиями, инструментами, их звучанием и пр. в каждом НОД в завершение знакомства Чевостик предлагает детям ответить на вопросы (рефлексия);
Наш детский сад работает по проектно – событийному плану, данные презентации к музыкальным произведениям и патриотическим праздникам – для деятельности с детьми по темам проектов; к итоговым мероприятиям: праздникам, развлечениям, музыкальным гостиным где используется восприятие музыкальных произведений.
В развитии чувства ритма и музицировании использую видеоролики для соисполнения музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах вместе с персонажами.
Дидактические игры с мультимедиа поддержкой могут использоваться в разных видах музыкальной деятельности. Видео игра – песенка «Маленький оркестр»: одновременно для распевания; для знакомства с детскими музыкальными инструментами, или для закрепления названий; для детского творчества, для закрепления способов звукоизвлечения во время игры на разных воображаемых инструментах. Игра на определение жанра музыки, пособие может использоваться и в слушании музыки, в музыкально ритмической деятельности, детском игровом творчестве.
В пении средства ИКТ дают возможность:
проиллюстрировать новые, непонятные для детей, слова и понятия, давая возможность одновременно увидеть и услышать, не тратить время на дополнительные пояснения
(канавка, овражек и т.д.);
использую
видеоролики с мультипликацией (для
соисполнение
с героями мультфильма или презентации);
видеоролики с песенками - караоке;
заставки к песенкам – играм с последовательным содержанием.
В музыкально – ритмической деятельности использую:
графические схемы во время разучивания перестроений;
видеозапись детского танца для ознакомления или последующего анализа детьми;
В театрализованной деятельности использую виртуальные декорации, иллюстрации, заставки и анимационные картинки. С помощью презентации в сказке сегодня может совершиться любое волшебство, превращение, путешествие.
Традицией нашего сада является празднование «День рождения» проводится в соответствии с индивидуальными датами рождения детей. Для поздравления ребёнка использую заготовки из коллекции слайдов - поздравлений в соответствии с возрастными особенностями, временем года, гендерной принадлежностью ребёнка.
На праздниках интерактивную доску использую как элемент украшения зала: открытки, заставки к музыкальным номерам, анимационные картинки. Для активной деятельности: презентации для конкурсов, игр, видеоролики, слайд - шоу, видео попурри для динамических пауз и игр.
Формы работы с педагогами обеспечивают эффективное взаимодействие по вопросам музыкального образования детей, индивидуальной работы с ними.
Взаимодействие с семьёй с использованием ИКТ технологий значительно повысило эффективность педагогического воздействия на детей, получить желаемый результат в развитии музыкальных способностей, и в целом повысить музыкальную культуру не только ребёнка, но и родителей, привлечь их к совместной музыкальной деятельности.
Из мониторинга возможных достижений детей мы видим, что за два года работы с использованием информационно – коммуникативных технологий прослеживается положительная динамика в развитии детей.
У детей:
- сформирована способность к ценностно-смысловому восприятию музыки;
- развита эмоциональная отзывчивость;
- развиты музыкально-эстетические потребности, дети имеют музыкальные предпочтения в различных видах музыкальной деятельности;
- активизировалось желание воспитанников участвовать в разных видах музыкальной деятельности: дети с удовольствием слушают музыкальные произведения, высказывают собственные суждения, повысился уровень развития музыкальных способностей, воспитанники творчески активны, самостоятельно выполняют творческие задания, проявляют инициативу во всех видах музыкальной деятельности;
Возросла заинтересованность родителей к совместной музыкальной деятельности, активизировать творческие проявления родителей и членов семьи в совместной музыкальной деятельности с детьми.
Вводя детей «в мир музыки с радостью и улыбкой» прежде всего получаем искренний эмоциональный отклик ребёнка, вызываем неподдельное желание петь, играть, музицировать.
Воспитанники активно участвуют в культурной жизни Айхала, в творческих конкурсах, фестивалях, концертах.
Во время работы по теме при помощи дистанционных технологий обучения повысила профессиональное образование, участвую в профессиональных онлайн - конкурсах, викторинах, ФГОС тестах.
Вы можете видеть какие образовательные ресурсы созданы при помощи ИКТ, так же создание сайта визитки с указанием персональных интернет - ресурсов, самостоятельное создание с использованием веб-конструктора персонального сайта, сайт находится в процессе совершенствования. Работа по теме выявила проблему: недостаточную компетентность в области использования ИКТ. В перспективе: пройти обучение на курсах по ИКТ чтобы совершенствовать работу с детьми в этом направлении.
В буклетах вы найдёте ссылки на мои сайты в интернете, всех желающих приглашаю к сотрудничеству. Спасибо за внимание!