Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании — без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной - безопасности школьников.
На современном этапе развития информационных технологий возникает реальная возможность информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание, поэтому, на наш взгляд, закономерно то, что возникает реальная потребность в информационной безопасности детей. Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью,
физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды. Но, несмотря на глобальное значение Интернета у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети. Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации, в связи с чем возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.
Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Согласно устному опросу 9 из 10 детей в возрасте 14-15 лет сталкивались с порнографией в сети, многие регулярно подключаются к запретным ресурсам, некоторые готовы претворить увиденное там в жизнь.
Из многих факторов риска наибольшую опасность школьникам приносят современные компьютерные игры, предназначенные для детей и подростков, которые наводнены монстрами, палачами, скелетами, привидениями, чудовищами, людоедами и т.д. При помощи компьютера натуралистично воспроизводятся лужи крови и мозги на стенах, жуткие вопли и скрежет ломаемых костей, оторванные головы и летящие куски окровавленной плоти. Движущиеся под музыку образы на цветном экране оказывают на игроков гипнотический эффект. В ходе игр школьники имитируют действия убийц, преступников: убивают десятками, калечат, расчленяют тела персонажей игр. Ребенок приобщается к реалиям криминального мира. Иные игры фактически предполагают многократную имитацию самоубийства в сюжетах со смертельными трюками на гоночных автомобилях, мотоциклах, самолетах. Под влиянием страшных образов дети начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться в комнате без взрослых. Игроки находятся в состоянии «пассивного возбуждения», при котором удовольствие достигается без усилий, что оказывает расслабляющее влияние на личность, действует как наркотик. У детей создается ощущение собственного всемогущества. Реальные дела забываются, жизненные проблемы не решаются. У некоторых школьников появляются признаки компьютерной наркомании. Нарушается общение со сверстниками, утрачиваются контакты с близкими. Ухудшается успеваемость. Спорт, искусство занимают в их жизни последнее место. При отсутствии возможности играть на компьютере у заядлых игроков начинается типичная «ломка»
Информационная безопасность обучающихся в школе может быть достигнута за счет успешной реализации педагогических условий (наличия уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами; утвержденных режимов работы кабинетов образовательного учреждения с установленными компьютерами; проведения инструктажей обучающихся по информационной безопасности при работе в Интернет; обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере). Педагог должен иметь представление о классических средствах защиты информации, таких как физические средства (механические, электрические, электромеханические, устройства и системы), аппаратные средства (электронные и электронно-механические устройства, встраиваемые в аппаратуру системы обработки данных), программные средства (специальные пакеты программ или отдельные программы), организационные средства (организационно-технические мероприятия, специально предусматриваемые в технологии функционирования системы с целью решения задач защиты информации), законодательные средства (нормативно-правовые акты, с помощью которых регламентируются права и обязанности, а также устанавливается ответственность), психологические (морально-этические средства, нормы и этические правила).