Бинарные уроки отражают идею бинарных уроков - сотрудничество педагогов разных предметных областей для создания комфортной и эффективной образовательной среды для детей с ОВЗ. На таких уроках объединяются знания и методики из разных дисциплин, что позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зарубинская общеобразовательная школа-интернат
психолого – педагогической поддержки»
<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>
Номинация: «Нетрадиционные формы занятий»
СБО – «Бюджет семьи. Основные источники доходов и основные статьи расходов»
Математика – «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости»
с. Зарубино 2021г.
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………...…3
Структура урока ……………………………………………….………...6
Конспект урока…………………………………………………………...7
Список использованной литературы и электронных ресурсов……18
Приложени.................................................................................................19
Пояснительная записка
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых образовательных стандартов, в которых в качестве нового подхода заложено требование к предметным и личностным результатам обучения.
В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.
Изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к личности всё более высокие требования, повышают роль человеческого фактора. Поэтому необходимо формировать личность, способную творчески мыслить и действовать. Выйти в обучении на компетентный уровень позволяет проблемность и интегрированность. Большую роль при обучении любому предмету играют личностные связи.
Бинарные уроки – одна из форм реализации предметных и личностных связей в интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Такие уроки
расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности школьников.
Внедрение таких уроков способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При проведении бинарных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.
Бинарные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учебные предметы начинают помогать друг другу.На бинарных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Согласно требованиям ФГОС, учитель отвечает не только за высокие знания своих учеников, но и за то, чтобы ребёнок:
-умел работать в команде;
-мог сформулировать вопрос так, чтобы его поняли;
-улавливал в тексте (художественном, научном, учебном) главную мысль, находил аргументы, делал выводы;
-ориентировался в понятиях: цель, деятельность, результат;
-применял в обучении и жизни навыки самоконтроля…
Это делается для того, чтобы полученный в школе багаж (знания, умения, навыки) ребёнок мог применить в реальной жизни.
«Именно на бинарном уроке создаются условия в рамках которых, предоставляется учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей» (Е.С. Полат).
Структура урока:
1. Организационный момент урока.
Психологический настрой.
Введение в тему урока.
2. Устный счёт.
3. Актуализация знаний.
Беседа «Что такое семья?»
Игра «Математическое лото».
4. Систематизация и обобщение знаний учащихся.
5. Гимнастика для глаз.
6. Домашнее задание.
7. Закрепление знаний.
Игра «Экономическая игротека»
8. Итог урока.
<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>
Конспект урока
Цель:
1.Формирование элементарного представления о семейном бюджете.
2.Умение применять арифметические действия с числами, полученными при измерении стоимости.
Задачи:
1. Образовательные:
создать условия для закрепления умения преобразовывать величины
;
совершенствовать умения решать составные арифметические задачи известных видов
,
расширять знания о семейном бюджете
,
познакомить с источниками дохода.
Коррекционно-развивающие:
развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ, речь учащихся, внимание через работу с дидактическим пособием и компонентами действий, навыки устного счета и самостоятельной работы при решении арифметических задач;
Воспитательные:
формировать толерантность в группах;
умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат;
воспитывать интерес к предметам СБО и математике.
Подготовительный этап: дети разделились с помощью жетонов на две группы: «Рубли» и «Копейки». Выучили стихотворение «Семья».
Ход урока:
СЛАЙД 1
СБО – «Бюджет семьи. Основные источники доходов».
Математика – «Арифметические действия с числамиполученных, при измерении стоимости».
1.Организационный момент.
Учитель СБО :
Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все …
«Видят» - (дополняют дети хором.).
Уши внимательно слушают и всё …
«Слышат» - (дети).
Голова хорошо …
«Думает».
Мы желаем вам успехов на уроке!
СЛАЙД 2
-Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, о чём речь пойдёт на уроке?
- Какая валюта у нас в России?
- На уроке нам понадобятся знания, полученные ранее на уроках СБО и математике. И следует отметить, что за ваши положительные ответы и правильное выполнение заданий мы будем платить вам по купюре достоинством 50 рублей. В конце урока вы подсчитаете свои заработанные деньги и получите соответствующие оценки. Здесь уместно вспомнить одну пословицу. Посмотрите на экран.
СЛАЙД 3
- Объясните смысл пословицы "Каков работник, такова ему плата".
- Тема сегодняшнего урока будет связана с ключевым словом, которое вы должны угадать.
2.Устный счёт.
Учитель математики:
- За работу расплачиваются деньгами. Назовите соотношение денег 1р=100к
Чтобы преобразовать мелкую меру – копейки в рубли, нужно именованное число разделить на 100к.
(На столе лежат карточки с именованными числами, а с обратной стороны буква. Командиры выходят, набирают карточки по количеству человек в группе и раздают. Преобразовывая одну величину в другую. )
- Название данного слова зашифровано. Выполнив задание, необходимо построиться у доски по принципу игры «Ассоциация слова с цифрой». Если задание будет выполнено верно, то вы сможете прочитать слово.
( 7268р35к,3795р10к, 826р37к, 195р12к, 50р26к, 40р 05к,23р15к, 10р17к, 6р82к, ор 90к, оро6к.)
СЛАЙД 4
(Читают хором слово – «СЕМЬЯ»)
3.Актуализация знаний.
Учитель СБО:
-Что такое семья?
(Дети декламируют стихотворение «Семья»)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
-Назовите мне членов семьи.
-Схема семьи изображена в виде ромашки, потому что именно цветок ромашки символизирует в нашей стране семью. С полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни, человеческого счастья.
Учитель математики.
Работа в тетрадях.
- Семья – это праздник, семейные даты, подарки, покупки, приятные траты. Чтобы купить подарок, накрыть стол к празднику нужны деньги. Откуда в семье берутся деньги?
Игра « Математическое лото»
СЛАЙД 5
-Сейчас вы узнаете слово, значение которого имеет важную роль в каждой семье. Но для этого надо правильно решить «Математическое лото».
(Решение примеров с числами, полученными при измерении стоимости. На слайде, после правильно решенного примера, открываются буквы).
- Составьте слово из данных букв. («БЮДЖЕТ»)
4. Систематизация и обобщение знаний учащихся.
СЛАЙД 6
Учитель СБО:
Сегодня будем говорить о бюджете. Вычисляя примеры на практике, наглядно увидим, почему нужно бережно относиться к бюджету. Давайте сформулируем задачи на урок.
СЛАЙД 7
-Учитель СБО
- Бюджет, в переводе с английского – это «денежная сумка, кошелёк».
СЛАЙД 8
- Существует государственный бюджет, региональный бюджет, городской и школьный бюджет.
-А как вы думаете, с каким бюджетом сегодня мы будем разбираться на уроке?
СЛАЙД 9
- Из чего состоит семейный бюджет?
Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату)
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию)
- Дочка – студентка. Как вы думаете, учёба – это труд? За хорошую учебу получает что? (Стипендию)
- Дядя временно безработный и стоит на бирже труда и получает . (Пособие по безработице)
- Тётя сидя в декретном отпуске по уходу за ребёнком получает . (Пособие по уходу за ребенком)
- Давайте сделаем вывод, что такое семейный бюджет?
( Ответы обучающихся по составленной схеме)
- Семейный бюджет - это структура доходов и расходов семьи за неделю, месяц, год.
5. Гимнастика для глаз.
СЛАЙД 10
(На экране появляются слова : зарплата, питание, пенсия, одежда, пособие, стипендия, аптечка, образование, премия, личная гигиена, аванс. . Если слово обозначает доход семьи, то дети быстро моргают глазами, если не относится - глаза широко открывают).
Работа в группах
Учитель математики.
-Я предлагаю вам сосчитать доход семьи Петровых.
СЛАЙД 11
Задание №1 .
Мама за свой труд (продавца) получает 11 000 рублей, папа (строитель)- 27 000 рублей, стипендия дочки -1200 рублей. Какой общий доход семьи за месяц?
СЛАЙД 12
Задание №2.
- В феврале месяце дочь за плохую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? На сколько?
СЛАЙД 13
Задание №3.
- В марте папа хорошо работал и получил 3000 тысячи рублей премии. Что такое премия? (Премия - это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе). Каким сейчас стал семейный бюджет семьи Петровых?
6. Домашнее задание.
- Каждому из вас необходимо подсчитать семейный бюджет своей семьи.
7. Закрепление знаний, полученных на уроке.
Учитель СБО
-Умение грамотно вести семейный бюджет – важное умение. Нет разницы, кто управляет финансами мужчина или женщина. Главное, чтобы всё в семье было организованно, и никаких конфликтов и разногласий из-за финансов тогда не будет. Правильное ведение семейного бюджета заключается в разумной их трате – расходовании.
- Для чего надо знать общий семейный доход? (Чтобы не тратить денег больше, чем получаешь).
-Бюджет семьи – это не только доходы, но и расходы, но об этом поговорим на следующем уроке. Чтобы окончательно убедиться, что вы успешно усвоили материал урока, предлагаю вам поиграть.
СЛАЙД 14
Игра «Экономическая игротека»
-Выберите единственно правильный ответ.
Вопрос № 1. Как называются деньги, которые получают родители за работу?
Плата
Зарплата
Посылка
Вопрос№2. Чем расплачиваются за покупаемый товар?
Деньгами
Фантиками
Картинками
СЛАЙД 15
Вопрос №3. Как называются деньги, полученные за учебу?
Премия
Подарок
Стипендия
Вопрос № 4. Кто в семье получает стипендию?
Рабочие
Студенты
Школьники
СЛАЙД 16
Вопрос № 5. Как называются деньги, которые получают пожилые люди?
Баранки
Пенсия
Стипендия
Вопрос № 6 Структура доходов и расходов за месяц?
Премия
Зарплата
Бюджет
8. Итог урока.
Учитель математики.
-Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы! А теперь давайте подсчитаем ваши успехи. Кто сколько денег получил за работу на уроке? Подумайте, что бы вы
купили на личные деньги и на общие деньги, заработанные группой.
(Дети из команд «Рубли » и «Копейки» подсчитывают заработанные за урок «деньги», комментируют свои планируемые растраты).
- Вы своим трудом, т. е. своими знаниями и умениями заработали деньги, которые превращаются в оценки.
Слайд 17
Учитель СБО:
-Заканчивая урок, мне хочется прочитать стихи, в которых даётся мудрый совет, нужный для жизни.
«Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Учитель математики
(Обращаясь к пословице "Каков работник, такова ему плата"))
-Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою всегда умножай!
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути»
-Мы хорошо поработали, всем спасибо. До свидания!
Список использованной литературы и электронных ресурсов
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник №1. Москва, "
Владос
", 2000.
М. Н.Перова "Методика преподавания математики в коррекционной школе". Москва, "
Владос
", 1999.
В. В.
Эк
Математика специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 8 класс. Москва, Просвещение, 2004.
Г.Н. Сычева "Устный счет 1-5 классы". Ростов-на-Дону. БРАВО/пресс. 2010.
А.Н. Щербакова Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителя. Москва, "
Владос
", 2003.
С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.5-9 классы: Пособие для учителя. Москва, "
Владос
", 2005.
https://infourok.ru/integrirovanniy-urok-sbo-matematika-klass-viii-vida-752381.html
Приложения
1. «Ассоциация слова с цифрой»
7268р
35к
3795р
10к
826р
37к
195р
12к
50р
26к
40р 05к
23р
15к
10р
17к
6р
82к
0р 90к
0р
06к
«
С
Е
М
Ь
Я
»
2. Игра «Экономическая игротека»
Вопрос № 1. Как называются деньги, которые получают родители за работу?
Плата
Зарплата
Посылка
Вопрос№2. Чем расплачиваются за покупаемый товар?
Деньгами
Фантиками
Картинками
Вопрос №3. Как называются деньги, полученные за учебу?
Премия
Подарок
Стипендия
Вопрос № 4 Кто в семье получает стипендию?
Рабочие
Студенты
Школьники
Вопрос № 4 Как называются деньги, которые получают пожилые люди?
Баранки
Пенсия
Стипендия
Вопрос № 5. Структура доходов и расходов за месяц?
Премия
Зарплата
Бюджет