Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Инклюзивное обучение детей с различными образовательными возможностями. Работа №307438

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В работе даются рекомендации для оценки знаний учащихся с различными патологиями по русскому языку и литературе. Также даются рекомендации по включению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивную практику через деятельность  на уроках русского языка и литературы. Говорится об основных методах, повышающих познавательную активность учащихся с ОВЗ. В работе даются рекомендации о том, как нужно выстраивать уроки объяснения нового материала, закрепления материала, уроков развития речи.

                               

Работа:
Включение детей с ОВЗ в инклюзивную практику через деятельность на уроках русского языка и литературы
На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для детей с ОВЗ. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.
В современных условиях формирование положительной мотивации к учению у школьников приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация – одно из важнейших условий успешности ребенка. Формирование положительной мотивации к обучению у детей с ОВЗ способствует включению компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать со сверстниками.
Такая взаимосвязь создает оптимальные условия для всестороннего развития школьников с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает эффективное усвоение программного материала, ликвидацию в ходе обучения отставаний и неравномерности в развитии различных сторон познавательной деятельности и качеств личности учащихся с нарушениями здоровья.
Включение школьников с ограниченными возможностями здоровья в реальную социально-востребованную и личностно-значимую деятельность помогает им в овладении необходимым социальным опытом, формирует гражданскую готовность к творческой, социально-преобразовательной деятельности, расширяет сферы общения и самореализации.
Учителю русского языка и литературы, работающему в инклюзивном классе, нужно помнить о том, что планирование урока должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи. К ним относятся:
- преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым); - коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения; - увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти); - развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук; - развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря; - создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.
Учителю-словеснику важно помнить об особенностях оценки знаний обучающихся с ОВЗ.
Рекомендации к оценке знаний учащихся с двигательной патологией по предметам русский язык и литература
При оценке устного ответа и чтения учитель обязательно должен учитывать речевые особенности и ни в коем случае не снижать отметки (особенно на начальных этапах обучения) за недостаточную интонационную выразительность, замедленный темп и отсутствие плавности, скандированность. Для более адекватной оценки учитель должен соблюдать индивидуальный, дифференцированный подход при проверке знаний по чтению. Учитель проверяет навыки беглого, осознанного чтения в разных ситуациях: чтение подготовленного текста, сидя и стоя за партой, за столом учителя, перед всем классом или перед частью класса.
При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее:
-неправильное написание строк (зубчатость, выгнутость, вогнутость, косое расположение букв, несоблюдение и пропуск строки, несоблюдение полей);
– выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв, неодинаковый их наклон и т. д.;
– нарушения размеров букв и соотношения их по высоте и ширине;
– смешение сходных по начертанию букв;
– прерывистость письма или повторение отдельных его элементов за счет насильственных движений.
Рекомендации по включению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивную практику через деятельность на уроках русского языка и литературы
При обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо:
– применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения, включая дискуссии, общение;
– уделять больше внимания усвоению ключевых понятий предмета;
– активно использовать поэтапное усвоение нового материала;
– уделять больше времени чтению художественной литературы;
– формировать у учащихся ответственность за выполнение заданий;
– предоставлять учащимся бльшую свободу выбора;
– использовать в работе объединяющие виды деятельности для сплочения класса;
– оказывать индивидуальную помощь учащимся с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Основными направлениями коррекционной работы по русскому языку и литературе являются:
– увеличение пассивного и активного словарного запаса;
– формирование связной речи;
– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
Основные методы, повышающие познавательную активность учащихся с ОВЗ:
Занимательный материалне перестает воздействовать на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение. Форма занимательных упражнений может быть различной: кроссворд, чайнворд, а также викторины, загадки, ребусы.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, являетсядидактическая игра.Игра Найди окончание (найди потерянные окончания для этих пословиц), Убери лишнее слово. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка. Дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости.
Приемы зрительной, слуховой, двигательнойнаглядности (таблицы, схемы, алгоритмы, перфокарты, видеоуроки, презентации).
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации;
- не допускать перегрузок, переутомления;
- пользоваться многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами - ребусами, занимательными упражнениями).
В чём же проявляются особенности мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья?
- в бедности их словарного запаса;
- излишне упрощенном изложении материала;
- в ошибках при построении предложений;
- в большом количестве орфографических ошибок.
Особое внимание уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.
Уроки развития речи, для детей с ограниченными возможностями здоровья, обязаны быть насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических упражнений у учащихся формируется умение составлять текст по плану, сочинять рассказы, писать изложения, сочинения. На данных уроках главное – это поддерживать у детей стремление учиться, вырабатывать познавательные интересы, расширять словарный запас, необходимо учить подбирать синонимы и антонимы, выполнять упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле, знакомить учащихся с образными выражениями и фразеологическими оборотами, развивать у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте, использовать при ответах и в письменных творческих работах образные слова и выражения, эпитеты.
При объяснении нового материала необходимо опираться на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы, на использование наглядных опор-схем, плакатов с алгоритмами, схем-таблиц (у каждого ребенка с ОВЗ имеется брошюра Памятка по русскому языку). Важно регулярно работать над развитием связной речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Обязательно проводить анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ выполняют задания на повторение на доске. Как правило, они успешно справляются с заданиями - это придает им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
На уроках применяются приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском отдельных букв, слов, словосочетаний, нахождение лишнего слова, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, схем, памяток, выполнение творческих заданий. Подбор проверочных слов, правил к словам позволяет развивать мышление.
Для закрепления пройденного материала необходимо составлять задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся (зашифрованные пословицы, письма; кроссворды, ребусы, логические задачи). Уроки обобщения и систематизации знаний проводятся в виде: дидактических игр Найди окончание, Убери лишнее слово, Кто больше придумает слов из данного слова?
Необходимо использовать разные приемы контроля: взаимопроверку, проверку по образцу, самоконтроль. Это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений. При изучении каждой темы составляется диагностическая таблица для отслеживания знаний и умений учащихся, это позволяет выявить пробелы в знаниях, помогает в дальнейшей работе. В начале изучения новой темы проверяется степень усвоения предыдущей, выявленные западающие темы отрабатываются на индивидуальных коррекционных занятиях.
Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить развитие каждого школьника.Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с ОВЗ как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Этим детям свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.Они редко замечают свои ошибки.
Таким образом, обучая детей с ОВЗ русскому языку и литературе в инклюзивном классе, необходимо придерживаться следующих направлений:а) выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребёнка;б) предотвращать наступление утомления (физкультминутки);в) использовать методы, повышающие познавательную деятельность детей;г) проявлять педагогический такт (поощрять успехи детей, помогать ребёнку, развивать веру в собственные силы и возможности);д) обогащать детей знаниями русского языка и литературы, используяразвивающие игры, занимательный материал и наглядность.
Список использованной литературы:
1. Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А., Юсупова Г.В. и др.; под ред. Ахметовой Д.З.. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие /– Казань: Изд-во Познание Института экономики, управления и права, 2013. – 204 с.
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (20–22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол-пед. ун-т; редкол и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×