В выступлении "Инновации и традиции на уроках русского языка и литературы" обобщен опыт учителей-филологов школы. Автор обращает внимание,что в современной школе существуют разные точки зрения на использование традиционного и инновационного обучения.
Также приведен обзор некоторых мобильных приложений, которые могут быть использованы на уроках русского языка и литературы. Описаны возможности их применения на разных этапах урока, а также при организации различных видов учебной деятельности.
Инновации и традиции на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы)
Слайд 2. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность не только учителя, но и ученика.
Еще в 1908 году российский педагог и публицист В.Я.Стоюнин сказал: «В настоящее время в педагогическом мире ни в каком кружке нет такого разногласия, как между преподавателями словесности. Они не могут согласиться ни в материале, ни в целях, ни в способах преподавания». Прошло более ста лет, многое изменилось, но так или иначе споры остались. Спорят те, кому не безразлично будущее детей, а значит и будущее России.
На мой взгляд, одна из актуальных проблем в образовании: соперничество между традициями и инновациями. Есть те, кто боится нового и отстаивает традиции. Но также есть и те, кто шагает вперед, отвергая традиции и отстаивая различные нововведения.
Я и мои коллеги относим себя к третьей группе, к тем людям, которые считают, что традиции и инновации всегда должны шагать рядом, не боясь и не исключая друг друга.
Слайд 3. Термин "традиционное обучение" подразумевает классно-урочную организацию образовательного процесса. Основная цель обучения: формирование системы знаний, умений и навыков, овладение основами наук.
Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.
Слайд 4. Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским
Плюсы традиционного обучения прежде всего в следующем: оно носит
с
истематический характер
;
упорядоченную, логически правильную подачу материала;
организационную четкость.
С введением ФГОС революции в образовании, как мы знаем, не произошло. Стандарт поддерживает традиции существующего обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.
На современном этапе развития образования нельзя совсем отказаться от классно-урочной системы как основы организации процесса обучения. Однако классно-урочная система как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе играет роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения инновационных технологий.
Слайд 5.
Несмотря на определенные достоинства, всё-таки при традиционной системе обучения основной акцент ставится на информированность личности, а не на личностном развитии, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Слайд 6. В настоящее время сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков, а ТРЕБУЕТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, необходимых КАЖДОМУ для того, чтобы он был УСПЕШЕН (ну хотя бы не отторгнут обществом, не оказался за бортом жизни, ведь в большинстве своем сегодня за бортом именно академически грамотные люди).
Педагогика подошла к необходимости перехода на личностно - ориентированное обучение. На смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Какие же это технологии? Слайд 7.
1. Технология развития критического мышления
2. Технология педагогических мастерских
3. Технология модульного обучения
4. Технология проблемного обучения
5. Кейс-технология
6. Технология уровневой дифференциации
7. Технология организации проектной деятельности
8. Информационно-коммуникационные технологии (IT –технологии)
Можно определить два основных подхода в использовании инновационных технологий:
1. Использование инноваций в рамках традиционного урока.
2. Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы традиционному уроку.
Мы в своей работе придерживаемся первого подхода.
В своем выступлении я хотела бы остановиться на двух последних технологиях, поскольку они тесным образом связаны друг с другом, и обобщить опыт их использования учителями русского языка и литературы нашей школы. Слайд 8.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире общества. «Брошенный вперёд» – таков точный перевод этого слова.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи.
Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Слайд 9. В качестве теоретической основы нами выбрана модель метода проектов, которую разработала педагог-методист Евгения Семеновна Полат.
Для проектной деятельности в школе, как известно, есть два пути: 1) интегрировать в учебную деятельность; 2) внеурочная работа. Педагоги нашей школы, в том числе и учителя русского языка и литературы, успешно используют технологию организации проектной деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Хотя предпочтение всё-таки отдается внеурочной форме организации проектной деятельности. Слайд 10.
В нашей школе много лет работает научное общество учащихся «Эрудит», в рамках которого ежегодно проходят конкурсы проектов и исследовательских работ: «Дебют в науке» для учащихся 1-4 классов, конкурс проектов для учащихся 5- 7 классов, конкурс исследовательских работ для учащихся 8-11 классов.
Слайд 11. Также обучающиеся школы принимают активное участие в муниципальных конкурсах проектов и исследовательских работ и занимают призовые места. В текущем учебном году ребята приняли участие в международной учебно-практической конференции «Сделай шаг». Выступили успешно, привезли 10 дипломов победителей и призеров. Слайд 12. Учителя русского языка и литературы принимали активное участие в подготовке обучающихся к конференции.
В настоящее время идет подготовка к защите индивидуального проекта учащимися 7 и 10 классов, а также подготовка работ участниками школьного НОУ.
Трудность при создании проектов по русскому языку и литературе заключается в том, что логика преподавания литературы, а особенно русского языка не всегда дает возможности применения метода проектов на уроке, так как много урочного времени уходит на формирование специфических умений и навыков, без которых не может состояться выпускник. И именно поэтому, как я уже говорила, педагоги отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности.
Тем не менее, проектные технологии используются нами и на уроках. Как правило, это краткосрочные мини-проекты, связанные с какой-либо определенной темой или обобщением изученного.
Важное место в общей системе работы по развитию речи, как известно, занимает словарная работа.
На уроках русского языка, организуя словарную работу, мы активно используем такой вид работы, как проект «Энциклопедия одного слова». Слайд 13
Эта работа заключается в том, что учащиеся рассматривают слово с разных сторон: лексическое значение, этимология слова, подбирают слова – синонимы, слова – антонимы, родственные слова, примеры использования данного слова в русских пословицах и пословицах народов мира, в афоризмах и крылатых выражениях, использование данного слова в названиях и текстах художественных произведений, в названиях газет, журналов, рекламных приложений, художественных и документальных фильмов, картин художников и в иллюстрациях и рисунках учащихся, в детском речевом творчестве.
Формы организации работы по созданию энциклопедии одного слова могут быть разными: малые творческие группы, пары постоянного и сменного состава, индивидуальная работа. Учащиеся получают задания поискового характера: каждая группа рассматривает слово с какой-либо стороны. Задания такого характера позволяют работать со словарями, с различными энциклопедиями и со справочными пособиями, с произведениями художественной литературы, с Интернет – ресурсами. Это учит ребят находить и обрабатывать информацию, способствует формированию коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций Информация о проделанной работе должна быть представлена каждой группой или отдельным учащимся на общем семинаре, где и происходит обобщение полученных результатов.
Работа по созданию энциклопедии одного слова позволяет развивать у учащихся ключевые компетенции по русскому языку.
Этот вид работы мы используем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Так, в рамках предметной декады ежегодно проводим общешкольный конкурс проектов «Энциклопедия одного слова» среди учащихся 5-8 классов.
Слайд 14.
Проектная технология тесным образом связана с ИКТ. Так для реализации проектной деятельности используем сервисы WEB 2.0, которые позволяют создавать и использовать в сети информационные ресурсы.
Слайд 15.
Если говорить конкретнее, то мои учащиеся , начиная с 6 класса, с легкостью осваивают один из сервисов Learningapps.org, который предназначен для создания дидактических игр. Учащиеся по ходу изучения какой-либо темы, например, «Имя прилагательное», или в завершение изучения получают задание придумать игру, тест или упражнение по теме . А для уроков литературы готовим кроссворды, например, на знание содержания произведения или викторину по биографии писателя.
Все игры собираются, систематизируются и создается пособие, которое может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Например, мы использовали для проведения игры по русскому языку в рамках предметной декады.
Единственный минус: необходим постоянный доступ в интернет.
Слайд 16.
Есть интересные сервисы для создания тестов, которые можно использовать не только онлайн , но и скачивать. Например, сервис для педагогов «Мастер Тест».
Сегодня разворачивается активная борьба против мобильных телефонов. Мне хотелось бы знать, как вы относитесь к использованию телефонов.
Слайд 17.
Посмотрите слайд и скажите, где бы вы поставили запятую в данной фразе: «Запретить нельзя использовать на уроке !» (ответы участников семинара)
Многие учителя не приветствуют использование смартфонов и планшетов на уроках. Это связано, главным образом, с тем, что они не знают о возможностях и преимуществах использования этого инструмента в учебном процессе.
Сегодня мы являемся свидетелями того, что мобильные устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни. Этого нельзя не учитывать в образовании. Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий и внедрению в повседневную жизнь наших обучающихся инновационной электроники, мы, в свою очередь, получили новое мощное средство обучения.
В настоящее время разработано достаточно приложений (программ) для мобильных устройств, которые можно использовать в учебном процессе на разных этапах на уроках русского языка и литературы. Рассмотрим некоторые из них.
Слайд 18. Приложения Pages, Keynote, Nearpod открывают новые горизонты для работы с информацией. Приложение Pages является альтернативой программе Word. Оно служит для создания различных текстовых документов. В Pages на iPad можно добавлять комментарии и иллюстрации с помощью Apple Pencil. Кроме того, несколько человек могут одновременно работать над одним проектом в реальном времени на своих iPad, iPhone и даже PC. Очевидно, что коллективная работа помогает решать не только учебные цели, но и формирует навыки поиска групповых решений.
Приложение Keynote служит для создания учебных презентаций и является заменой PowerPoint. Но в отличие от PowerPoint делать презентацию ученик может прямо на уроке, получив задание от учителя. При этом показать ее можно тут же на уроке, а также дополнить, изменить и отправить одноклассникам по почте.
Слайд 19. Чтобы обобщить и сгруппировать материал, лучше всего воспользоваться приложениями Popplet lite (Попплет), Inspiration. Оба приложения имеют набор макетов для схем, ученик лишь должен заполнить свободное пространство материалом. Он может вводить не только текст, но и вставлять различные фото, иллюстрации, картины, аудио- и видеофрагменты.
Разница между приложениями незначительная: приложение Popplet lite имеет строгие формы, приложение Inspiration вводит элемент игры и хорошо подойдет для школьников младшего и среднего звена, при этом схему можно дополнять бесконечно, пока не кончится запас знаний. Единственный недостаток приложений заключается в том, что каждое из них может хранить только определенное количество схем.
Слайд 20. Все виды контроля легко проводить с помощью приложения Nearpod.
Приложение Nearpod предлагает учителю широкие возможности по созданию различных тестов. Можно сделать тесты с выбором ответа, в виде короткого или полного ответа на вопрос, в виде короткого ответа «да-нет». Содержание теста тоже может быть разным. Составлять тест лучше со стационарного компьютера непосредственно на сайте Nearpod, где достаточно зарегистрироваться и создать свой аккаунт. Так как сайт и iPad связаны единым облаком, тест сразу же появится в планшете.
Nearpod имеет два входа в систему: в роли учителя и в роли ученика. В классе учитель открывает тест и диктует ученикам появившийся ПИН-код. Учащиеся входят в приложение как ученики, вводят ПИН-код, а затем набирают свою фамилию на русском языке. У преподавателя на экране появляются фамилии учеников. Как только все вошли в систему, учитель открывает слайд с заданием. Если ученик решил выйти из системы, чтобы найти ответ в Интернете, учитель на своем экране видит, что его фамилия загорается красным светом. Так учитель может контролировать качество выполнения работы. Как только все закончили выполнять тест, преподаватель отправляет ответы на сайт Nearpod для обработки данных и получения результата. Через минуту на почту к учителю приходит обработанный материал. Он сразу может поставить отметки в журнал.
Какие преимущества у подобной работы? Во-первых, тест в приложении Nearpod составляет сам учитель, а не берет готовый из источников. Ученики не могут найти в Интернете ответы и списать, поэтому должны тщательно готовиться к проверке. Во-вторых, учитель на уроке контролирует качество и скорость выполнения задания. Сразу можно выявить учеников, не подготовившихся к контролю, не понявших тему или не усвоивших до конца материал. Учитель может дифференцировать задание и сделать тест, как для сильных, так и для слабых учащихся, причем каждая группа будет иметь свой ПИН-код. В-третьих, выполнение такого теста очень коротко по времени (от 5 до 10 минут), и можно большую часть урока отвести на повторение материала. При этом и качество контроля будет лучше. В-четвертых, надо отметить, что составление теста займет у учителя какое-то время, но он не потратит на его проверку ни минуты.
Слайд 21. Домашнее задание ученики также могут выполнять с помощью приложений. Например,
ShowBie .
Приложение ShowBie очень удобно для дистанционного домашнего задания, когда ученики по какой-либо причине не могут находиться в школе, например, во время карантина или по болезни. Учитель в приложении ShowBie составляет урок. Он может включить в урок презентацию по теме, которую надо изучить, перечень вопросов, на которые надо ответить письменно, тест, текст и любые другие задания. Учитель устанавливает границы времени, когда этот урок будет находиться в режиме работы и высылает ученикам по электронной почте ПИН-код. В указанное время ученики входят в приложение и выполняют задание. Учитель на своем планшете может видеть, кто вошел в систему и работает, а кто нет.
Это, конечно, далеко не весь перечень мобильных приложений. Но использование хотя бы их небольшой части в качестве средства обучения сделает урок интересным и результативным.
Конечно, использовать или нет мобильные приложения в своей работе – это личное дело каждого. Но на наш взгляд, такой подход может обеспечить привлекательность образовательных ресурсов и приведет к повышению качества обучения.
В своей работе мы используем и другие инновационные технологии и их элементы, которые могут органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. Их использование позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении русскому языку и литературе, повышает познавательный интерес к предмету.
Мы следим за развитием образования, повышаем свою компетентность в вопросах методики преподавания , совершенствуем свое педагогическое мастерство, взяв на вооружение слова педагога Джона Дьюи: « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».