Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи
в контексте ФГОС
Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
«Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро», - сказал В.А. Сухомлинский.
Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.
В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Работа педагогического коллектива ДОУ опирается на законодательную базу РФ. Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».
В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:
п
овышение педагогической культуры родителей.
п
риобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы.
В педагогической деятельности ДОУ используются различные формы работы совместно с родителями
Индивидуальные и групповые консультации специалистов по вопросам развития ребенка;
Образовательные семинары для педагогов и родителей (как часть родительского собрания, как самостоятельное тематическое мероприятие в
рамках годового планирования);
Психологические, практико-ориентированные тренинги
;
Тематические круглые столы;
Совместная проектная деятельность
;
Публикации на сайте опыта воспитания ребенка в семье
;
Занятия в системе «ребенок-родитель-специалист»
;
Участие в экспертизе динамики развития ребенка (присутствие родителей на игровых тестах)
;
Организация выездных мероприятий: посещение музеев, выставок, организаций (ПЧ, почтового отделения, центра социальной защиты населения поселка)
;
Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ
На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ. Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.
Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи. Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.
Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность
;
Совместные конкурсы
;
Эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов являются также организация и проведение выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, города, страны. Для нас важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.
Таким образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников играет существенную роль в реализации принципа открытости учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.
Использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в ДОУ. Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнёров-педагогов и родителей, а не основным способом их общения.