В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья.
ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией. Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы здоровьесберегающих образовательных технологий.
Е.
В.
Д
Р У Ж И Н И Н А
13
Современная ситуация в системе образова-
ния, в которой происходят изменения, связанные
с ориентацией на ценностные основания педа-
гогического процесса, его гуманизация и инди-
видуализация в подходах к решению проблем
конкретного ребенка, побуждает педагогов и спе-
циалистов к созданию новых инновационных мо-
делей, поиску новых форм и технологий специали-
зированной помощи детям, имеющим проблемы
в развитии, обучении, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения
в дошкольном возрасте имеет огромное значение
в последующей жизни ребенка. Недостатки зву-
копроизношения могут явиться причиной откло-
нений в развитии таких психических процессов,
как память, мышление, воображение, а также сфор-
мировать комплекс неполноценности, выражаю-
щийся в трудности общения. Своевременное
устранение недостатков произношения поможет
предотвратить трудности в овладении навыками
чтения и письма.
Многочисленными исследованиями отечест-
венных дефектологов подробно изучена и осве-
щена проблема воспитания правильной речи
(В. И. Городилова, О. С. Орлова, Е. И. Радина,
Ф. Ф. Pay), в особенности, формирования произ-
ношения звуков (А. Н. Гвоздев, Б. М. Гриншпун,
Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, С. С. Ляпи-
девский, О. В. Правдина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Фи-
личева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Ша-
ховская и др.) [6, с. 15; 3, с. 24].
Данные последних лет свидетельствуют, что
при поступлении детей в детский сад у многих
детей выявляется общее недоразвитие речи с диз-
артрическим компонентом. У таких детей стра-
дает произношение не только согласных раннего
и позднего генеза, но также нарушены и гласные
звуки. Своевременное устранение недостатков
произношения помогает предотвратить трудности,
во-первых, в овладении навыками чтения и письма,
во-вторых, в социальной адаптации ребенка.
Перед нами, как специалистами, работающи-
ми с детьми с речевыми нарушениями, стоит за-
дача поиска эффективных методов формирования
произносительных возможностей, создания такой
артикуляционной базы, которая обеспечивала бы
успешное овладение навыками нормативного про-
изношения. Требуется понимание сути расстройст-
ва, осмысленный нестандартный подход в работе,
постепенное формирование у ребенка прочных
навыков. Необходимо формировать у дошколь-
ников мотивы, волевые качества, необходимые
для продолжительной работы, дающей стабильные
результаты. И все это нужно делать легко, непри-
нужденно, в игровой форме, заинтересовывая ре-
бенка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Считаю, что важнейшим направлением логопеди-
ческой работы является развитие артикуляционной
УДК 373.2:81’342.22
Е. В. Дружинина
Детский сад № 37 «Красная Шапочка», Йошкар-Ола
И
ННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье отражены инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики
с детьми дошкольного возраста. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном
возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Важнейшим направлением
логопедической работы является развитие артикуляционной моторики посредством проведения
артикуляционной гимнастики. На занятиях, помимо традиционных форм проведения артику-
ляционной гимнастики, мы применяем биоэнергопластику. Биоэнергопластика – это соедине-
ние движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Принцип биоэнергопласти-
ки – сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук
имитируют движения речевого аппарата. Биоэнергопластика включает в себя 6 этапов работы.
Биоэнергопластика
оптимизирует психологическую базу речи, улучшает возможности ребенка
по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Ключевые слова
:
артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, детское образовательное
учреждение (ДОУ), речевые нарушения.
П
Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Е Н А У К И
14
моторики. Метод воспитания звукопроизноше-
ния путем специфической гимнастики признан
рядом известных теоретиков и практиков, спе-
циализирующихся по вопросам расстройства ре-
чи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фоми-
чёва и др.) [7, с. 65; 8, с. 32].
Артикуляционная гимнастика – это совокуп-
ность специальных упражнений, направленных
на укрепление мышц артикуляционного аппара-
та, развитие силы, подвижности и дифференциро-
ванности движений органов, участвующих в ре-
чевом процессе [1, с. 21].
Цель артикуляционной гимнастики: выработка
полноценных движений и определенных положе-
ний органов артикуляционного аппарата, умение
объединять простые движения в сложные, необхо-
димые для правильного произнесения звуков.
Учитывая ведущий вид деятельности детей до-
школьного возраста и в целях повышения инте-
реса к выполнению артикуляционных упраж-
нений, мы стремимся выполнять их в игровой
форме, включая в работу различные анализаторы
и используя многообразие вспомогательного ма-
териала.
На своих занятиях, помимо традиционных форм
проведения артикуляционной гимнастики, мы при-
меняем биоэнергопластику [1, с. 26] с элемента-
ми логоритмики. Исследования отечественных
физиологов (М. М. Кольцовой [5, с. 29], В. М. Бех-
терева [2, с. 56] и др.) подтверждают связь разви-
тия рук с развитием мозга. В головном мозге че-
ловека центры, отвечающие за речь и движения
пальцев рук, расположены очень близко. Стиму-
лируя тонкую моторику и активизируя тем самым
соответствующие отделы мозга, мы активизиру-
ем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаи-
мосвязь моторной и речевой зон проявляется в том,
что человек, который затрудняется с выбором
подходящего слова, помогает себе жестами, и на-
оборот: сосредоточенно рисующий или пишущий
ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика – это соединение движе-
ний артикуляционного аппарата с движениями
кисти руки. Она синхронизирует работу полуша-
рий головного мозга, улучшая внимание, память,
мышление, речь.
По данным А. В. Ястребовой и О. И. Лаза-
ренко движения тела, совместные движения руки
и артикуляционного аппарата, если они пластич-
ны, раскрепощены и свободны, помогают активи-
зировать естественное распределение биоэнергии
в организме [4, с. 53]. Это оказывает чрезвычай-
но благотворное влияние на активизацию интел-
лектуальной деятельности детей, развивает ко-
ординацию движений и мелкую моторику.
Принцип биоэнергопластики – сопряженная
работа пальцев и кистей рук и артикуляционно-
го аппарата, движения рук имитируют движения
речевого аппарата. Комплекс упражнений, со-
гласно принципу биоэнергопластики, способст-
вует развитию подвижности артикуляционного
аппарата, что в свою очередь оказывает влияние
на точность в усвоении артикуляционных укла-
дов. При применении биоэнергопластики необ-
ходимо придерживаться нескольких этапов:
I этап – диагностический. Он определяет струк-
туру дефекта, его клинические проявления и пу-
ти коррекции.
II этап – подготовительный. Главной его за-
дачей является установление доверительных от-
ношений с ребенком, создание положительного
эмоционального настроя, вызывание интереса
к занятиям. Этому способствуют различные иг-
ровые персонажи. Занятия у зеркала, разнообраз-
ная наглядность, релаксирующие упражнения,
музыкальный фон, посильные задания помогали
каждому поверить в свои силы, стимулировали
к новым успехам.
III этап – основной. Отработка артикуляцион-
ных упражнений с последующим подключением
ведущей руки. На первом занятии дети знако-
мятся с упражнением для губ, языка или челюсти
по стандартной методике, тренируются в правиль-
ном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка
в упражнение не вовлекается. При этом педагог,
демонстрирующий упражнение, сопровождает по-
каз движением кисти одной руки. На третьем-чет-
вертом занятии и у детей подключается к арти-
куляции движение сначала одной кисти ведущей
руки. Дети с доминантной правой рукой и амби-
декстры работают правой кистью, леворукие де-
ти – левой.
IV этап
–
артикуляционная гимнастика с ис-
пользованием биоэнергопластики выполняется
с использованием другой руки в перчатке. Арти-
куляционная гимнастика выполняется так же: си-
дя перед зеркалом.
V этап – ребенок повторяет за педагогом и ис-
пользует обе руки в перчатках.
VI этап выполнения нетрадиционной арти-
куляционной гимнастики с биоэнергопластикой
является заключительным. К этому времени
дети осваивают артикуляционные упражнения
и синхронные движения руками. Поэтому на дан-
ном этапе используются различные артикуляцион-
ные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает
Е.
В.
Д
Р У Ж И Н И Н А
15
сказку, называет упражнения, а ребенок выпол-
няет их и сопровождает движениями обеих рук.
Артикуляционные сказки сначала выполняются
перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать
положения артикуляционных органов, дифферен-
цировать движения языка, губ, челюсти, артику-
ляционные сказки можно выполнять без зритель-
ной опоры (зеркала).
Такая пальцево-речевая гимнастика продолжа-
ется весь учебный год. Педагог следит за ритмич-
ным выполнением упражнений. С этой целью
применятся счет и музыка. Музыка подбирается
для каждого ребенка индивидуально с учетом его
индивидуальных особенностей. При этом двумя
руками логопед продолжает давать четкий обра-
зец движения.
При применения биоэнергопластики отмече-
ны положительные структурные изменения в ор-
ганизме:
–
синхронизируется работа полушарий голов-
ного мозга,
–
развиваются способности,
–
улучшаются внимание, память, мышление,
речь,
–
cила, равновесие, подвижность и пластич-
ность нервных процессов осуществляются на бо-
лее высоком уровне,
–
cовершенствуется регулирующая и коорди-
нирующая роль нервной системы,
–
психологи констатируют развитие межполу-
шарной специализации и улучшение межполушар-
ного взаимодействия в результате систематическо-
го выполнения комплексов кинезиологических
упражнений [4, с. 34].
Упражнения для нижней челюсти
1. «Птенчики» – рот открыт – счет до пяти.
Рот закрыт – счет до пяти.
Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, боль-
шой палец прижат к указательному. Когда рот
открывается, большой палец опускается вниз,
четыре пальца поднимаются вверх.
2. Жевательные движения с сомкнутыми гу-
бами.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание паль-
цев руки.
Упражнения для языка
1. «Болтушка» – движения языка взад-вперед.
Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы ко-
леблются взад-вперед.
2. Упражнение «Часики» сопровождает сжа-
тая и опущенная вниз ладонь, которая движется
под счет влево-вправо.
3. «Качели» – движение ладони с сомкнутыми
пальцами вверх-вниз.
4. «Футбол» – ладонь сжата в кулак, указа-
тельный палец выдвинут вперед, под счет кисть
руки поворачивается вправо-влево.
В коррекционной работе существенную роль
играет воспитание у детей кинестетических ощу-
щений органов артикуляции, позволяющих по-
чувствовать контрастность положения языка,
челюстей, губ, направленность выдоха. Их чет-
кость обусловлена осязательными ощущениями,
что особенно важно на начальных этапах поста-
новки звуков, когда еще не сформирована слухо-
вая дифференциация.
Применение биоэнергопластики
эффективно
ускоряет исправление дефектных звуков у детей
со сниженными и нарушенными кинестетическими
ощущениями, так как работающая ладонь много-
кратно усиливает импульсы, идущие в кору го-
ловного мозга от языка.
Биоэнергопластика
оптимизирует психологи-
ческую базу речи, улучшает возможности ребен-
ка по всем параметрам, способствует коррекции
звукопроизношения, фонематических процессов.
Синхронизация работы речевой и мелкой мото-
рики вдвое сокращает время занятий, усиливает
их результативность и повышает интерес детей
к занятиям.
_______
_______
1.
Анищенкова Е. С
. Артикуляционная гимнастика для раз-
вития речи дошкольников. М.: Астрель, 2007.
2. Бехтерев В. М. и современная психология. Тезисы меж-
дународной научно-практической конференции. 11–15 сен-
тября 1995 г. Казань, 1995. 150 с.
3.
Жинкин Н. И.
Механизмы речи. М., 1976.
4.
Зайцева И. Ю.
Влияние занятий биоэнергопластикой
на речевое развитие дошкольников. М., 1999.
5.
Кольцова М. М., Рузина М. С.
Ребенок учится говорить.
Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
224 с. + цв. вкл. (Сер. «Психология детства: Современный
взгляд»).
6. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш.
учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. М., 2007. 703 с.
7.
Фомичева М. Ф.
Воспитание у детей правильного произ-
ношения. М.: Просвещение, 1989.
8.
Хватцев М. Е.
Логопедия: пособие для студентов пе-
дагогических институтов и учителей спец. школ. Изд. 5.
М.: Учпедгиз, 1959.
1.
Anishchenkova E. S.
Artikulyatsionnaya gimnastika dlya
razvitiya rechi doshkol'nikov, M.: Astrel', 2007.
2. Bekhterev V. M. i sovremennaya psikhologiya. Tezisy mezh-
dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 11–15 sentyabrya
1995 g., Kazan', 1995, 150 p.
П
Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Е Н А У К И
16
3.
Zhinkin N. I.
Mekhanizmy rechi, M., 1976.
4.
Zaitseva I. Yu
. Vliyanie zanyatii bioenergoplastikoi na re-
chevoe razvitie doshkol'nikov, M., 1999.
5.
Kol'tsova M. M., Ruzina M. S
. Rebenok uchitsya govorit'.
Pal'chikovyi igrotrening, Ekaterinburg: U-Faktoriya, 2004, 224 p. +
tsv. vkl. (Ser. «Psikhologiya detstva: Sovremennyi vzglyad»).
6. Logopediya: uchebnik dlya stud. defektol. fak. ped. vyssh.
ucheb. zavedenii, pod. red. L. S. Volkovoi, M., 2007, 703 p.
7.
Fomicheva M. F
. Vospitanie u detei pravil'nogo proizno-
sheniya, M.: Prosveshchenie, 1989.
8.
Khvattsev M. E
. Logopediya: posobie dlya studentov pe-
dagogicheskikh institutov i uchitelei spets. shkol., izd. 5, M.:
Uchpedgiz, 1959.
UDK
373.2:81’342.22
E. V. Druzhinina
Kindergarten № 37 “Red Riding Hood”
,
Yoshkar-Ola
I
NNOVATIVE METHODS OF ARTICULATION EXERCISES
WITH PRESCHOOL CHILDREN
This article reflects the innovative techniques of articulation exercises with preschool children. Overcoming
zvukoproiznoshenija disorders at preschool age is very important in later life of the child. The most important area
is the development of speech therapy work articulating motor through articulation exercises. In addition to traditional
classroom forms of articulation exercises we use bioenergoplastiku. Bioenergoplastika – this compound movements
articulation device with the movements of the hand. Principle bioenergoplastiki – conjugate work the fingers and hands and
articulation apparatus, hand movements mimic the movements of the vocal apparatus. Bioenergoplastika includes
6 stages discounts. Bioenergoplastika optimizes the psychological basis of speech, improves the chances of the child
in all respects, promotes correction zvukoproiznoshenija, phonemic processes.
Keywords
: articulation exercises, bioenergoplastics, preschool educational institutions, speech disorders.