Игра - это ведущий вид деятельности и наиболее эффективная социализация ребенка.Дошкольный возраст-это период приобщения ребенка к окружающему миру,период его начальной социализации.Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Принято считать, что игра, это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 8»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
413116 , РФ, Саратовская область, г.Энгельс, ул. Космонавтов, д. 2 а
«Интеграция детских видов деятельности
в процессе сюжетно – ролевых игр»
Воспитатель:
Высшей квалификационной категории
Гузеева Марина Владимировна
г. Энгельс
2022 г.
Игра - это ведущий вид деятельности и наиболее эффективная форма социализации ребёнка.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Принято считать, что игра, это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально.
Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер.
На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.
Сюжетно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте решает следующие задачи:
· Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
· Развитие познавательных способностей;
· Развитие творческого воображения;
· Развитие творческого мышления;
· Развитие коммуникативных навыков.
Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определённую роль, дошкольник создаёт особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый.
Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем. Для обогащения и разнообразия сюжетно-ролевых игр педагогам надо больше знакомить детей с окружающим миром.
В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».
Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.
Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания (подготовка к чтению). Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.
Цель воспитателя – обогащать опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие. Задача состоит в том, чтобы создать условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздаёт заинтересовавшие его стороны действительности. Воспитатель может участвовать в игре на правах равного партнёра через игровой образ. Его влияние на игру осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Главное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки.
Сюжетно – ролевые игры позволяют проводить образовательную деятельность, основанную не на одном, а на нескольких видах деятельности.
Интеграция – это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно- творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры – драматизации, сюжетно – ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную.
Интеграция – один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.
Интегрированное содержание дошкольного образования выступает в качестве одного из условий эффективного развития детей, одновременно уменьшая их психическое напряжение. При этом взаимодействие элементов содержания образования обеспечивает его системность, уплотненность и усиливает развивающий эффект.
Сюжетно – ролевая игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.
Сюжетно – ролевая игра - это эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности, происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И задача педагогов – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Интеграция происходит по следующим направлениям.
1. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи.
2. Ознакомление с окружающим миром: систематизация и углубление знаний детей о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность.
3. Подготовка к обучению грамоте: развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении.
4. Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно – ролевой игре, изобразительном творчестве, в инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов.
В процессе сюжетно – ролевых игр в центре внимания находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно – ролевая игра способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и партнёрскому сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Используемая литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. К. Федосовой. – М. : Издательство «Национальное образование», 2019.
2. Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина «Интеграция в системе воспитательно – образовательной работы детского сада». М: Мозаика – Синтез, 2010.
3. Э. Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр». – М: Мозаика – Синтез, 2008 – 2010.
4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Мин. Обр. науки РФ № 655 от 23.11.2009 года).
5. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры. / Дошкольное воспитание. – 20206.
6. Краснощокова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста – Ростов-на-Дону. : Феникс, 2008.
7. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. /А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982.
8. Усова А. П. Обучение в детском саду. / А. П. Усова. – М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1981.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин. –М. : Просвещение, 1978.