Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ИНТЕГРАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (ЮФО) В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ. Работа №258237

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Непростая экономическая и политическая обстановка в Российской Федерации и в мире в целом требует от власти определённых мер быстрого реагирования и эффективных методов взаимодействия между регионами в долгосрочной перспективе. Важным является не только экстренное реагирование на изменяющиеся условия, но и учёт их воздействия в стратегическом планировании социально-экономической политике регионов.

Работа:

ИНТЕГРАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (ЮФО) В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ

Тлехурай-Берзегова Л.Т.

д.э.н., профессор, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

 

Аннотация: Непростая экономическая и политическая обстановка в Российской Федерации и в мире в целом требует от власти определённых мер быстрого реагирования и эффективных методов взаимодействия между регионами в долгосрочной перспективе. Важным является не только экстренное реагирование на изменяющиеся условия, но и учёт их воздействия в стратегическом планировании социально-экономической политике регионов.

Ключевые слова: нефть, коронавирус, Стратегия-2030, Адыгея, Краснодарский край, ЮФО, кластер, программы взаимодействия.

 

Первая половина 2020 года стала очень сложным периодом для России в социальном и экономическом отношении. Причин тому несколько, а восстановления экономики в прежних масштабах придется ждать долго.

Для начала разберём данные обстоятельства для того, чтобы оценить действия региональной власти по их стратегическому решению.

В самом начале 2020 года главным событием для российской экономики стало падение цен на нефть, которое стало следствием резкого сокращения спроса на «черное золото» со стороны таких ключевых игроков мирового рынка, как Китай, США и страны Евросоюза.

В первые месяцы 2020 года Китай боролся с распространением коронавируса, в связи с чем сократил объемы транспортных перевозок и производства. Затем настала очередь Европы и США. Срыв соглашения с саудитами привел к дальнейшему обвалу цен на нефть и к падению российской валюты: цена евро и доллара в определенный период взлетела на 15-20 рублей.

Следующим печальным для экономики страны событием стало введение режима нерабочих дней в апреле 2020 года, что было связано с необходимостью противодействовать распространению коронавируса. Впервые в новейшей истории пандемия привела к сознательному (по решению практически всех правительств) приостановлению деятельности большей части секторов экономики.

Фактически в период пика карантинных мероприятий работали только стратегически важные (ТЭК, оборонная промышленность, коммуникации и т.п.) и жизненно необходимые (агропромышленный комплекс, торговля продовольственными товарами и медикаментами) отрасли. Остальные сегменты экономики оказались в удручающем положении.

Туризм, гостиничный бизнес и общепит, индустрия красоты, транспорт понесли жесточайшие убытки, многие предприятия этих отраслей до сих пор не восстановили свою деятельность. Естественно, сложившаяся ситуация отразилась на трудовой занятости населения и на его доходах: выросла безработица, многие граждане, занятые в наиболее пострадавших отраслях, потеряли доходы. Это, в свою очередь, отразилось на потребительском спросе: люди в большинстве своем покупают самое необходимое и менее дорогое. Вырос и сегмент теневых услуг.

Но никаких структурных изменений в экономике, конкретных мер, способных обеспечить долгосрочное повышение темпов роста ВВП, который слишком оптимистично прогнозируется Минэкономразвитием, не заложено, подчеркнул ректор РЭШ. Пока идеи защиты инвесторов, снижения рисков государственного вмешательства, дерегулирования экономики «остаются на уровне риторики», в то время как очевидными проблемами остаются слабая защита прав собственности и высокие риски инвестиций для частного некрупного бизнеса, у которого в отличие от госкорпораций и крупных игроков, нет лоббистских возможностей, полагает Ениколопов [3].

Без диверсификации экономики Россия не способна достигнуть долгосрочных темпов экономического роста в условиях падения спроса на нефть и сокращения рентных доходов; если экономическая модель не будет изменена, то страну ждет стагнация, продолжил ректор РЭШ. «Четкого, ясного видения стратегии экономического развития страны сейчас не сформулировано. <...> Пока что все выглядит так, как будто мы считаем, что у нас нормальная экономическая модель, так все и будет, но немножко надо подрихтовать. Если это нормальная экономическая модель, то мы будем наблюдать примерно те же темпы роста, что мы наблюдаем последние десять лет. По сути, это стагнация», — сказал Ениколопов.

В связи с этим анализ изменений в стратегии социально-экономического развития регионов Южного полюса, которые бы способствовали решению ряда новых ключевых проблем, не представляется возможным, поэтому интеграция между ними будет рассматриваться по утвержденной политике на период до 2030-го года. Позднее, по мере поступления новой информации, исследование будет продолжено.

Но, несмотря на то, что в документы о стратегическом развитии ещё не внесены изменения, которые бы учитывали влияние последствий пандемии и снижения цен на нефть, нельзя обвинить региональную власть в бездействии. Так, законодатели Краснодарского края и Республики Крым вышли с совместной инициативой - ввести дополнительные меры государственной поддержки санаторно-курортной и туристской сфер, пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Такие предложения прозвучали на майской конференции Южно-российской парламентской ассоциации (ЮРПА), прошедшей в видеоформате [2].

А. Черняк отметил, что распространение новой коронавирусной инфекции нанесло огромный ущерб экономике регионов. Продажи в сфере туризма упали на 95-100 процентов. В Крыму, по предварительным данным, из-за этого за апрель и май недополучено 18,7 миллиарда рублей, налоговые поступления в бюджет снизятся на 504,1 миллиона, а с учетом мультипликативного эффекта - на 2,1 миллиарда. В Краснодарском крае за те же два месяца отраслевые предприятия в совокупности, по предварительным оценкам, потеряли более 11 миллиардов рублей, налоговые поступления сократились на 2,26 миллиарда.

Депутаты Юга России поддержали составленное крымскими и кубанскими коллегами обращение в правительство РФ с предложением дополнительно помочь отрасли. Речь идет о налоговых послаблениях, субсидиях и других инструментах, которые позволят улучшить положение в этой сфере.

Комитет подготовил обращение к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, в котором идет речь о продлении действия единого налога на вмененный доход (согласно действующим нормам, его можно применять до первого января 2021 года). ЕНВД показал свою эффективность во многих регионах, поэтому парламентарии предлагают оставить его в силе. По мнению Сергея Алтухова, необходимость переходить на другой вид налогообложения в нынешней экономической ситуации может негативно повлиять на малый и средний бизнес.

Не менее актуальна кубанская инициатива о внесении изменений в федеральный закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ. Депутаты предлагают расширить перечень транспортных средств, пользующихся правом безвозмездного проезда по платным трассам, и ввести льготы для определенных категорий граждан - инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и России, Героев Труда и лиц, постоянно живущих или работающих на территории населенных пунктов, прилегающих к платным участкам.

В стратегии развития регионов Южного федерального округа, закреплённой на данный момент в постановлениях «О стратегии социально-экономического развития регионов ЮФО», главная цель и приоритетные направления развития выглядят следующим образом:

Главная цель - существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего на основе эффективного использования природно-ресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала путем реализации сценария устойчивого инновационного развития.

Это три приоритета, которые успешно развиваются последние годы: агропромышленный комплекс, туризм и рекреация, транспортная инфраструктура. Ещё два приоритета, совершенствование которых необходимо: социальное развитие (образование, здравоохранение, культура) и промышленность.

Авторы Стратегии-2030 предложили сделать стержнем экономической политики региона кластерный подход и определить ряд отдельных направлений развития —флагманских проектов.

«Торгово-транспортно-логистический кластер «Южный экспортно-импортный хаб» (South ExIm Hub) представляет собой ряд проектов, призванных превратить Кубань в один из ключевых евразийских транспортных узлов. Его реализация обеспечит лидерство региона в рамках так называемого Южного полюса роста.

Данный проект предполагается структурировать как приоритетный стратегический проект Российской Федерации, ориентированный на реализацию потенциала Краснодарского края в системе Международных транспортных коридоров. Реализация проекта обеспечит лидерство Краснодарского края в рамках Южного полюса роста [1].

«Кластер экологизированного агропромышленного комплекса с глубокой умной переработкой» предполагает развитие кооперации и интеграции между сельскохозяйственными товаропроизводителями и переработчиками (участниками рынка). В его рамках планируется поддерживать приоритетные инвестиционные проекты. В результате удастся расширить несырьевую составляющую экспорта и увеличить процент получаемой добавленной стоимости.

В составе этого флагманского проекта выделены субкластеры «Экологизированное» сельское хозяйство» и «Умная переработка», а также виноградно-винодельческий и рыбохозяйственный субкластеры.

«Туристско-рекреационный кластер» — единая платформа сервисов для отдыхающих и туристов. Базовым направлением здесь выбирается создание информационной системы, которая поможет продвигать турпродукт и обеспечит эффективное взаимодействие между игроками.

Разработка и внедрение региональной туристской технологической платформы в рамках флагманского проекта рассматривается как пилотный проект с возможностью его дальнейшего позиционирования и развития в качестве федеральной технологической платформы с привлечением федерального финансирования.

«Кластер умной промышленности» сбалансированная система обеспечения других кластеров Южного полюса роста качественной промышленной продукцией и средствами производства, произведенными в субъектах ЮФО. Кластер будет ориентироваться в первую очередь на быстро развивающиеся агропромышленный, торгово-транспортно-логистический, санаторно-курортный и туристский комплексы. Потребность растущего АПК в сельхозмашиностроении, оборудовании по переработке сельхозпродукции, таре и упаковке дает мощный импульс в развитии предприятий комплекса отраслей промышленности края. Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в процессе создания объектов туризма и рекреации и в процессе эксплуатации этих объектов дает возможность многим предприятиям машиностроения, химической, лесной, легкой промышленности, металлообработки, промышленности строительных материалов принимать участие в поставках материалов, машин, оборудования и продукции на объекты СКТК.

Флагманский проект «Кластер социальных и креативных индустрий» направлен на создание системы развития и творчества человека. В его рамках предполагается реализовывать проекты в социальной сфере на основе спектра продуктов и услуг, формирующих условия для личного и профессионального развития, творческой самореализации личности. Ключевыми продуктовыми группами кластера выступают услуги в сфере образования, здравоохранения и культуры, финансовые, социальные, деловые и персональные услуги

Важной особенностью кластера является сервисный характер его функционирования, где на первый план выходит качество человеческих ресурсов, задействованных в кластере. С одной стороны, развитие данного кластера напрямую связано с качеством человеческого капитала, а с другой, качество человеческого капитала выступает результирующим продуктом кластера. Данная взаимозависимость является объективной предпосылкой для решения задачи кадрового обеспечения всей экономики региона.

Данный проект будет осуществляться с помощью ряда приоритетных программ: «Обучение через всю жизнь», «Здоровье и долголетие», «Культура Кубани — развитие творческих индустрий», «Повышение производительности» и «Кадровое обеспечение отраслей экономики».

Флагманский проект «Культура Кубани» («Культура Адыгеи») - поддержка творческих инициатив на базе уникального культурно-исторического наследия, продвижение культурных брендов Кубани и Адыгской культуры, развитие народно-художественных промыслов.

В рамках проекта предполагается развитие сферы культуры республики по следующим направлениям: поддержка народно-художественных промыслов, популяризация творческих брендов республики, создание регионального инновационного культурного центра, разработка календаря культурных событий, поддержка событийного туризма. Доступность сферы культуры на всей территории республики должна быть обеспечена за счет системы мероприятий по следующим направлениям: создание многофункциональных комплексов (объединяющих библиотеку, школу искусств и музей в едином имущественном комплексе), организация творческих пространств в муниципальных образованиях, усиление кадрового потенциала сферы, в том числе за счет притока молодых кадров. Реализация проекта связана с необходимостью привлечения частных инвесторов, их поддержки в режиме «одного окна», расширения практики государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Флагманский проект «Пространство без границ» должен создать комфортную среду для жизни. В его рамках выделяется ряд приоритетных программ: «Краснодарская агломерация», «Сочинская агломерация», «Трансформация городов-лидеров Краснодарского края», «Краснодарский пояс», «Азово-Черноморский прибрежный ареал», «Ейское взморье», «Ахтарские угодья», «Таманская мозаика», «Южный морской фасад России» и «Кавказский горный ареал». А также проведение региональных подпрограмм, таких как «Адыгея без границ» [4]. Цель выделения подпрограмм флагманского проекта «Пространство без границ» - возможность разработки локальных Стратегий социально-экономического развития, консолидированных инфраструктурных и отраслевых схем для перспективных территориальных образований Республики Адыгея и Краснодарского края. Данные документы долгосрочного планирования задают комплексное видение желаемого будущего территорий одновременно нескольких муниципальных образований, выявляют ключевые межмуниципальные проекты, усиливающие синергетические эффекты социально-экономического развития, повышающие привлекательность территорий для бизнеса, качество жизни населения (благосостояние, социальная защищенность, развитие культурной, социальной и инфраструктурной среды), определяющие условия обеспечения сохранности природных ландшафтов.

Таким образом, документы долгосрочного планирования задают комплексное видение желаемого будущего территорий одновременно нескольких муниципальных образований, выявляют ключевые межмуниципальные и межрегиональные проекты, усиливающие синергетические эффекты, то есть стратегия развития всего Южного федерального округа не идёт вразрез со стратегиями отдельных его субъектов, имея общие цели и направления развития.

Проекты, декларируемые документами долгосрочного планирования регионов ЮФО, разработаны совместно для повышения привлекательности территории для бизнеса, улучшения качества жизни населения (в части благосостояния, социальной защищенности, безопасности, развития культурной, социальной и инфраструктурной среды) и определения условий обеспечения сохранности природных ландшафтов.

Для того чтобы проекты заработали и дали желаемый результат, необходима качественная система управления развитием территорий, учёт особенностей регионального нормирования и регулирования в территориальном планировании, высокий уровень профессиональных кадров, межведомственное, межотраслевое, межмуниципальное взаимодействие, что уже учтено и будет реализовываться совместными усилиями властей Республики Адыгея, Краснодарского края и других регионов ЮФО.

Литература:

Закон Краснодарского края «

О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года

»

от 21 декабря 2018 года N 3930-КЗ

(с изменениями на 14 октября 2020 года)

//

Техэксперт

:

[

сайт

]

.

URL

:

http://docs.cntd.ru/document/550301926

(дата обращения: 14.11.2020).

Лисицина

Д. Инициативы с Юга // Российская газета. -

2020

,

19 июня

.

-

№ 8187

Полонский И.

Что произошло с российской экономикой с начала 2020 года: события и показатели

// Военное обозрение: сетевое издание: сайт. -

https://topwar.ru/172334-chto-proizoshlo-s-rossijskoj-jekonomikoj-v-2020-godu-vse-ploho-ili-est-nadezhda.html

(дата обращения: 13.11.2020).

Постановление

кабинета министров республики Адыгея «

О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года

»

от 26 декабря 2018 года N 286

//

Техэксперт

:

[

сайт

]

. –

URL

:

http://docs.cntd.ru/document/550299565

(дата обращения 14.11.2020).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×