Технологию критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата. Цель: ТРКМ состоит в развитии мыслительных навыков, которые нужны детям в дальнейшей жизни.Данная технология направлена на развитие обучающегося.На таких уроках обучающимся дается возможность проявить себя,показать своё видение проблем, дают свободу творческому поиску.
Элементы РКМ в интегрированном уроке письмо + география 9 класс для детей с нарушением интеллекта. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направленно на получение желаемого результата. Цель: ТРКМ состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни. Данная технология направлена на развитие ученика, основным показателем которого является оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. На таких уроках обучающимся даётся возможность проявить себя, показать своё видение проблем, дают свободу творческому поиску. Я предлагаю вам проведённые мною интегрированный урок в экспериментальном 8 классе (география + письмо). Данный урок состоит из трёх этапов: 1 – «Вызов», 2- «Осмысление», 3- «Рефлексия».
1 этап «Вызов». Обучающиеся высказывают свои мнения и предложения, не боясь ошибиться. Важное условие: никакой критики и никакого анализа. Методический прём «Отсроченная догадка» - по ключевым словам и наводящим вопросам обучающиеся определяют тему урока. «Толстые и тонкие вопросы» - они задаются на протяжении всего урока.
2этап «Осмысления». Это поучение обучающимися новой информации: работают с ней, осмысливают, оценивают, сравнивают с тем багажом знаний, который уже имеется.
Методические приёмы, которые были использованы на этом этапе. «Круги на воде» - по ключевому слову выполняется индивидуальные задания.
«Фишбоун» - наглядно увидеть связь между причиной и следствием, выстроить логическую цепочку и систематизировать знания. Работа с предложением.
«Бортовой журнал» - наглядно демонстрирует связь уже имеющихся знаний и нового (работа в парах).
3 этап «Рефлексия» - у меня на данном уроке стадия «размышления» и «рефлексии» объеденены. Методические приёмы: «Пословицы» - выбрать пословицу, соответствующая вашей деятельности на уроке. «Плоды успеха» - обучающиеся называли свой любимый фрукт, получали его, а на нём крепилась этикетка с чертой характера данного ребенка.
Оценки дети выставляли себе сами по мере выполнения заданий сразу по двум предметам. На следующем уроке провели анализ оценок, они были выставлены объективно.
«Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту, не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова Сухомлинского близки каждому учителю.
Интегрированный урок письмо + география 9 класс для детей с нарушением интеллекта.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Предварительная работа
Создать пары: сильный + слабый. Узнать любимые фрукты у детей.
(Индивидуальный выбор за слабым обуч-ся).
1 этап «Вызов»
Интерес к новой теме. Участие в конкурсе ведущих «Орёл и Решка».
Слушают учителя и высказывают своё мнение.
Вызвать активность, через прием «Отсроченная догадка», «Толстые и тонкие вопросы».
- Прочитайте тему урока.
(с помощью наводящих вопросов учитель предлагает детям угадать закрытые слова)
- Что означает слово «большое»?
- Какая часть речи?
- Имя прилагательное согласуется с существительным.
- Какого рода будет имя сущ.?
- Образуйте имя сущ. ср. р. от действия ведущих в конкурсе, котором вы участвуете.
- После слова «Большое» открылось слово «путешествие».
- Объясните слово «Земля».
- Но нам нужно выбрать одно значение.
- Обратите внимание, как написано слово «Земля».
- Поставьте слово «планета» в Д. п. с предлогом, подходящим по смыслу. Прочитайте тему урока.
- По какому предмету нам понадобились знания, чтобы прочитать тему урока?
- А путешествие по планете Земля из какой области?
- Урок у нас дети необычный, мы продемонстрируем свои знания по двум предметам одновременно и оценивать себя вы будите сами по географии и по письму. Выставлять оценки в «Путеводные листы» за каждое задание по предметам.
- Первая колонка и оценка будет по…?
(Коллективное)
- Не можем, так как из пяти слов открыто только два. Это слово «Большое» и «Земля».
- Размер предмета.
- Имя прилагательное.
- Среднего рода- оно (моё).
- Путешествуют- это глагол, а имя сущ. – путешествие.
- Земля – это почва и планета.
- Слово «Земля» написано с заглавной буквы – это имена собственные, значит «Земля» - это название планеты.
- «Большое путешествие по планете Земля».
- По письму.
- География.
- Дети достают из папки «путеводный лист».
- Географии.
2этап «Осмысления»
- Что такое география?
(мет. приём «Круги по воде»)
1.задание. Ключевое слово «география»:
- на согласную букву выбирают имена сущ. м.р.;
- на гласные имена сущ. ж.р. или ср.р.
Относящиеся к географическим объектам, названиям, явлениям природы. (задания трех уровневое: индивидуальное, дифференцированное).
- Что изучает география 8 классе?
- Что такое материк?
2.задание. Работа с контурной картой.
- Подписать материки, начиная с самого крупного.
- Что такое океан?
- Найти их и подписать, начиная с самого маленького.
(Мет. прием «Фишбоун»)
3.задание. Работа со сложным предложением.
- Что у вас получилось?
- Какое это предложение?
- Докажите, что это сложное предложение?
(Открывается слайд с правилом, которое нужно дополнить).
(Мет. приём «Бортовой журнал»).
- Что такое текст?
4.задание. «Восстановить текст».
Пропущенные слова из географии и пропуск орфограмм, и озаглавить текст.
- Объясните, почему я вам предложила текст про «Евразию».
- Что из данной информации вам известно, а что нового узнали?
5. задание. (Мет. приём «Мозговой штурм»).
«Самый, самый…»
- «Г» - это наука о земле.
(Выполняют задание индивидуально, проверяют по слайду – ответы у всех одинаковые. И выставляют оценки по двум предметам, в зависимости от кол-ва ошибок).
(Коллективный).
- География материков и океанов.
- «М» - это огромные участки суши, омываемые океанами и морями.
(Дети работают с контурными картами, называют по очереди материк и подписывают).
- «О» - впадины, наполненные водой вокруг материков.
(Дети работают, проверяют с помощью приложения и выставляют оценки).
(Работа в тетрадях, парный). (Дети вытягивают листочки; у кого-то –начало, а у кого-то конец – предложения и ищут пару).
- Предложение.
- Сложное предложение.
(Дети дополняют правило признаками сложного предложения. Записывают его в тетрадь: расставляют запятые, подчёркивают грамматическую основу. Проверяют по следующему слайду и выставляют оценки).
- «Т» - это последовательные предложения, связанные по смыслу и имеется заголовок.
(Вставляют в готовый текст слова и орфограммы, озаглавливают, работают в парах). Проверяют по слайду, выставляют оценки.
- Потому что на этом материке находится наше государство.
(Ответы детей, индивидуальный).
(Дети выполняют тест, проверяют по слайду и оценивают себя).
3этап «Рефлексия»
- На этом наш конкурс подошёл к концу, на уроке математике мы высчитаем ваш средне арифметический оценочный балл по предметам.
(Мет.приём «Пословицы»).
- Какой пословицей вы бы охарактеризовали свою деятельность на уроке (показ слайда с пословицами об обучении).
- А я закончила бы наш урок пословицей такой «Человека узнают по трудам, а дерево по плодам» (мет приём «Любимый фрукт»). (Называю ребенка и его любимый фрукт, а к нему этикеточная оценка личностных качеств характера).
- Вернёмся к цели урока: продемонстрировали свои знания по географии и письму; проявили лучшие качества своего характера?
(Индивидуальный, ответы детей).