Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Искусство педагога говорить с детьми. Работа №321297

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Целью данного семинара-практикума является повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. А также уточнение и закрепление на практике основных норм речи, повышению грамотности речи и формированию профессиональной коммуникативной компетенстности педагогов. В стате представлен практикум "Правильно ли мы говорим", который в игровой форме позволит выявить, насколько грамотна, совершенна и правильна речь педагога. Воспитатель должен стремиться к тому , чтобы речь его сталаясная, четкая, отчетливая, выразительная.

Работа:

Семинар-практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми».

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

1. Обобщить компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней;

2. Уточнить и закрепить на практике основные нормы речи;

3. Способствовать повышению грамотности речи и формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения:

1. Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для речевого развития дошкольников.

2. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

3. Практикум «Правильно ли мы говорим?».

Ход семинар-практикума:

1. Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для речевого развития дошкольников.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Педагогические исследования доказывают, что, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Но иногда в нашей практике мы сталкиваемся с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, ударения в словах, сомневаемся в использовании правильных норм речи, ошибаемся в лексическом значении слов и их применении в нашей речи.

На протяжении всего дня воспитатель объясняется с детьми словами, предложениями, даёт инструкции, но не всегда изъясняется правильно, грамотно.

Неверно оформленные фразы, неправильное произношение, некорректное использование слов сказывается на детях, они запоминают эти ошибки и начинают использовать их в своей речи, что ведёт к дальнейшим речевым нарушениям, более серьёзным. Для того, что ребёнок с раннего возраста запоминал правильную речь, воспитателю нужно быть грамотным.

Что же значит, быть грамотным?

Прежде всего, необходимо обращать внимание на употребление уменьшительно-ласкательных слов В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т. д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Например, начиная занятие, воспитатель говорит: «Садитесь на стульчики». Дети ежедневно слышат это слово и запоминают его. А когда время подходит к тому, чтоб учиться изменять слова, ребёнку предлагают назвать стул ласково, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Но в его памяти не сохранилось название предмета стул, он знает только стульчик. Он не понимает задания и изменяет слово неправильно, отвечает: «Стулик, стуличек». И ему тяжело даётся понимание данного раздела. Правильно называть слова твёрдо, в единственном числе, именительном падеже. Другие примеры часто употребляемых слов воспитателем с уменьшительно-ласкательными суффиксами: шкафчики, ложечки, ручки, шапочки, сандалики т. д.

Нередко от воспитателя можно услышать фразу: «Играйтесь вместе; хватит играться». Так не говорят. Надо говорить: «Играйте вместе; хватит играть»

Во время тихого часа, когда дети засыпают, воспитатель, обращаясь к детям, произносит: «Ляж, ляжте все». Это неправильно. Лучше использовать словосочетания «положите головы на подушки, закройте глаза». В крайнем случае «Ляг! Лягте».

Перечислю другие ошибки: - «Кушать. Я кушаю, ты кушаешь, кушать пойдёте». Такое слово применимо для детей ясельного возраста. А в остальных случаях грамотно использовать слова «Я ем, приглашаю пообедать и т. д.». «Крайний». Это слово неверно использовать в вопросе об очереди.

Правильно, кто последний.

Не используйте слова-паразиты, они не несут в себе никакого смысла, а лишь отвлекают от истинного смысла.

«Это, как бы, ну, эээээ, вот.» В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной, такие слова являются «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Поэтому на нашем семинаре мы с вами перечислим и обобщим компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней.

2. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ?

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

Компоненты профессиональной речи педагога.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.

Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Невербальная культура общения педагога:

Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.

Роль мимики в передаче информации:

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.

Выразительность пластики тела:

Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).

При общении необходимо следовать некоторым принципам:

• принимать ребенка таким, каков он есть;

• помнить, что каждый человек самобытен;

• верить в способности воспитанников

• стимулировать их творческую активность;

• уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

• не унижать достоинства ребёнка;

• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Кроме того, необходимо помнить и об этикете общения с детьми:

• Нельзя называть ребёнка по фамилии.

• Нужно всегда внимательно выслушивать ребёнка, с интересом.

• Отвечайте на вопросы грамотно, понятными несложными предложениями.

• Обязательно комментируйте все действия, когда собираетесь на улицу и во время обеда.

• При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

• Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

• Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

• Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

• Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

• Речь в жизни ребёнка имеет огромное значение. Речь очень важна для дальнейшего обучения и всей жизни. Если ребёнок говорит неправильно, позднее, эти ошибки переносятся на письмо и чтение, им очень тяжело даётся обучение.

• Не может воспитывать человек невоспитанный, некультурный, неграмотный, поэтому, воспитателю нужно самому следить за тем, как он говорит и постоянно повышать уровень своей речевой культуры. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

3. Практикум «Правильно ли мы говорим?»

Предлагаю на практике проверить, уточнить и закрепить Ваши знания об основных нормах речи. Для этого нужно разделиться на три группы и выполнить следующие задания, проверить их и подвести итог.

1. Тренинг (для всех команд) «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:

Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.

Далее задания и ответы даны в приложении.

Итог.

Говорить правильно мало, нужно говорить ещё чётко. А в этом Вам помогут скороговорки.

Культура речи педагога свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании человека. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет. Сейчас часто можно услышать мнение, что разговорная речь вытесняет нормы культуры русского языка, допускаются свободное употребление слов, ударений, произношений. Но педагог обязан владеть культурой речи.

Если Вы слышите, что кто-то из коллег или родителей произносит слово

неправильно, вежливо поправьте его.

Пожалуйста, говорите правильно. Почаще открывайте толковый,

орфографические словари, словарь ударений и трудностей русского языка, справочники норм речи и правописания. Читайте классическую литературу, учите стихотворения. Всё это поможет Вам в овладении грамотной, красивой речью.

Приложения

Практические задания.

Задания для 1 команды:

2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

начался, звонит, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, нет волка.

3. Проспрягайте глаголы: бежать, хотеть.

В каком случае используется форма глагола «бегите»?

4. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

o Я встала, сняв ребенка с (колени).

o В корзине много (помидоры)

o Карантин по гриппу продолжался в течение 22 (сутки).

o Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

5. Правильно употребите слова в винительном падеже единственного числа: доска, щека, борода, стена, борона.

Ответы для 1 команды

2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

началсЯ, звонИт, баловАть, досУг, докумЕнт, Искра, комбАйнер, облегчИть, предложИть, нет вОлка.

3. Проспрягайте глаголы: бежать, хотеть.

1л. ед. ч. - я бегу, я хочу мн. ч. – мы бежим, мы

хотим

2л. ед. ч. – ты бежишь, ты хочешь мн. ч. – вы бежите, вы

хотите

3л. ед. ч. – он, она, оно бежит, он, она, оно хочет мн. ч. они бегут, они

хотят

В каком случае используется форма глагола «бегите»?

При образовании глагола повелительного наклонения.

4. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

o Я встала, сняв ребенка с (колени). с коленей

o В корзине много (помидоры) помидоров

o Карантин по гриппу продолжался в течение 22 (сутки). двадцати двух суток

o Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). грАбель и грАблей

5. Правильно употребите слова в винительном падеже единственного числа: дОску, щёку, бОроду, стЕну, бОрону.

Задания для 2 команды

2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

квартал, щавель, красивее, столяр, свекла, каталог, месяцами, алфавит, километр, к воротам.

3. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:

ехать- махать- лечь-

бежать- сесть-

4. Как правильно сказать:

пара (чулки, сапоги, ботинки, носки, валенки)

килограмм (яблоки, груши, сливы, апельсины, вафли)

5. Произнесите правильно:

конечно, яичница, булочная, сердечник, скворечник, несколько (грузин, узбек, болгар, порядочный, сердечный.

Я (надеваю, одеваю) куртку.

Воспитатель (надевает, одевает) ребенка.

Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру.

Я (надела, одела) пальто на Диму.

Ответы для 2 команды

2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

квартАл (вовсех значениях, щавЕль, красИвее, столЯр, свёкла, каталОг, месяцАми, алфавИт, киломЕтр, к ворОтам.

3. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:

ехать- поезжа (те) махать- маши (те) лечь- ляг (те)

бежать- беги (те) сесть- сядь (те)

4. Как правильно сказать:

пара чулок, пара сапог, пара ботинок, пара носков, пара валенок

килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, вафель.

5. Произнесите правильно:

Конечно [шн], яичница [шн], булочная, сердечник, скворечник[шн], несколько грузин, узбеков, болгар, порядочный, сердечный, но друг сердечный [шн]

Я надеваю куртку.

Воспитатель одевает ребёнка.

Мальчик одел свою младшую сестру.

Я надела пальто на Диму.

Задания для 3 команды

2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

творог, ворота, избалованный, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, договор, инструмент, обеспечение.

3. Определите род существительных и употребите слова в скобках в правильной форме:

o Окна занавешены (тюль)

o Лицо скрыто (вуаль)

o Крышу кроют (толь)

o Вымою голову (шампунь)

o Голова покрыта (шаль)

4. Правильно употребите слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.

5. Исправьте ошибки в предложениях:

• Он полный невежа в вопросах искусства.

• Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

• Коля является ведущим лидером нашей группы.

• Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

• Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

• Все дети своевременно выполнили заданное задание.

• Врачиха выписала детям лекарство.

Ответы для 3 команды

2. Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

твОрог и творОг, вороОта, избалОванный, возьму дОску, давнИшний, завИдно, задОлго, договОр инструмЕнт, обеспЕчение.

3. Определите род существительных и употребите слова в скобках в правильной форме:

o Окна занавешены (тюль) м. р. тюлем

o Лицо скрыто (вуаль) ж. р. вуалью

o Крышу кроют (толь) м. р. толем

o Вымою голову (шампунь) м. р. шампунем

o Голова покрыта (шаль) ж. р. шалью

4. Правильно употребите слова в родительном падеже единственного числа: бинтА, блинА, тОрта, бАнта, гУся.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X