Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

искусство сольного народного пения. Работа №272011

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методические материалы

Работа:
Методическое пособие руководителя студии русской песни
Самоцветы Вильмовой О.В
Искусство народного пения
Народная манера пения. Основные принципы
Обучение народной манере пения - дело тонкое и сложное. Сложность его в полной простоте и естественности которое говорит о высокой культуре народного пения. Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшие составляющие русской культуры. Петь точно как народ – по строю и по характеру интонирования, копируя образец народного исполнения в его диалектном варианте – такую задачу ставят перед собой аутентичные фольклорные коллективы. А музыкальное мышление профессионального концертирующего музыканта, отличается от мышления бытового исполнителя, т.к. последний поет так, как пел всю жизнь, импровизирует, сказывает песню. Подтверждением этого экспедиции, где записываешь от стареньких бабушек, дедушек песни. Очень редко когда они споют при повторе песню с том же варианте. Это естественно. Ведь песня рождается на осознанные и прочувствованные слова. Следовательно, она имеет приоритет смыслового начала, а обучающийся певец не ощущает песню как свою живую речь, в его пении всегда слышно деление на такты и ноты. Сцена, с которой имеет дело народный концертирующий певец, диктует свои законы, т. к. сценическое искусство - это самостоятельное искусство и обладает своими законами сценической речи; концертирующий певец претендует на профессиональное мастерство, особую форму контакта музыканта и аудитории, что, несомненно, отличается от бытового пения. Главным методическим принципом в обучении народному пению является естественная разговорная манера пения, т.е. установка пою, как говорю что определяет характерность народного стиля исполнения. Определение естественное исходит из того, что самой природой человеку дано открытое речевое начало и открытый голос. Народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук сосредоточен как бы на губах. Однако, механизм произношения слов в разговоре и в пении имеет различия. В разговорном общении люди говорят, как придется. Ясно проговариваются ударные слоги, а безударные – скороговоркой, как бы съедаются, а мозг слушателя, улавливая интонационные посылы, домысливает и расшифровывает информацию. Певческая же речь должна укладывается в метроритм мелодии. Речевые логические ударения и метрические сильные доли не всегда совпадают. Непривычная протяженность мелодии с ее внутрислоговыми распевами заставляет, язык длительно и фиксировано распевать гласные к чему он не привык в разговорной речи. Здесь возникает непривычная для бытовой слитной скороговорки протяженность гласных (особенно неударных) и необходимость в переносе согласных. Поэтому впечатление живой разговорной речи во время пения должно создаваться путём переучивания привычной разговорной речи в певческую, так, как до выработки автоматического навыка старая привычка срабатывает быстрее, чем учащийся успеет сообразить, как надо. Выход один – формировать певческое мышление и нарабатывать новые координации, до автоматизма тренируя свой артикуляционный аппарат.
Необходимым условием выработки певческих навыков у детей и взрослых являются упражнения, основанные на повторении технического материала с целью совершенствования навыков хорового пения. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет собой отбор наиболее целесообразных для каждого конкретного случая приемов исполнения.
Специфика работы педагога заключается в том, что все дети и взрослые независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому творчеству – искусству коллективного, вокального музицирования. Поэтому главная задача педагога состоит в том, чтобы обучить сольному, ансамблевому и хоровому народному пению. Развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного репертуара. Необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, разогревает голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения.
Ввиду специфики народного пения и особенностей голоса особо следует рассмотреть методы и приемы использования в занятиях специальных вокально-хоровых упражнений. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями. И работе над отдельными певческими навыками — дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения – необходимо пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами. Только овладев вокальными навыками, певец получает характерные черты звучания народного голоса — это естественный, близкий звук; дикцию, близкую разговорной речи; плотное грудное звучание, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием.
Ключевая задача методики обучения заключается в том, чтобы найти простой и доступный способ, который преобразует сложные певческие действия, в простые и ясные понятия, помогающие раскрыть содержание и глубину материала.
Прежде всего методика это не только закрепление профессиональных навыков, но и средство преобразования – узкого бытового, обыденного, мировоззрения учащегося в обьективное и плодотворное творческое мышление. Такое мышление постепенно открывает перспективы творческого и личностного развития. В этом положительном процессе постепенно формируются вкусы, идейно-художественные убеждения, гуманные и нравственные начала.
Из всего множества задач, необходимо выделить главные – основопологающие. А именно те, без которых искусство народного пения не может состояться, определив эти задачи, следует сосредоточить на них внимание ученика.
Руководитель студии русской песни Самоцветы Вильмова О.В.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×