Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 08.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование цветной грамоты для обучения игре на диатонических колокольчиках . Работа №292598

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ребенок должен познакомиться и овладеть основными видами и жанрами музыкальной деятельности, развить потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности .Это и является главной поставленной целью музыки в соответствии с Образовательным Стандартом. Цель – развить всесторонне развитую личность.

Перед педагогом стоит нелегкая цель, как же ее добиться? При помощи чего? Какие решения средствами музыки могут быть использованы? На музыкальных занятиях мы поем, танцуем, играем. Меня заинтересовал вопрос игры на музыкальных инструментах, в частности, игры на диатонических колокольчиках.

Работа:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

 

 

 

 

 

 

Обучение игре на диатонических колокольчиках

детей старшего дошкольного возраста посредством использования цветной нотной грамоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор мастер – класса:

 

Семенова Александра Александровна

Музыкальный руководитель

МОУ детского сада № 10

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2019

 

 

 

Тема: Обучение игре на диатонических колокольчиках детей старшего дошкольного возраста посредством использования цветной нотной грамоты.

 

Ф.И.О. педагога - мастера: музыкальный руководитель Семенова Александра Александровна

 

Продолжительность мастер-класса: 20 минут.

 

Цель : повышение профессионального мастерства педагогов по развитию музыкальных способностей у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста с помощью диатонических колокольчиков.

 

Задачи:

-Познакомить участников мастер - класса с диатоническими колокольчиками, их применением в работе с дошкольниками;

-Привлечь участников – мастер класса к практической деятельности, направленной на повышение профессиональной подготовленности педагогов;

-Мотивировать педагогов – участников мастер – класса на применение диатонических колокольчиков в работе своего дошкольного образовательного учреждения.

План проведения мастер-класса:

Теоретическая часть.

- ключевая идея, цель и задачи мастер класса;

- введение в проблему, актуальность;

- основные положения

Интерактивная часть.

- Практическая деятельность с участниками мастер - класса.

Заключительная часть.

- рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мастер – класса.

 

1. Теоретическая часть.

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема мастер-класса, который я хочу представить вашему вниманию: Обучение игре на диатонических колокольчиках детей старшего дошкольного возраста посредством использования цветной нотной грамоты.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, также впервые в российской истории 29 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры.

Ребенок должен познакомиться и овладеть основными видами и жанрами музыкальной деятельности, развить потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности .Это и является главной поставленной целью музыки в соответствии с Образовательным Стандартом. Цель – развить всесторонне развитую личность.

Перед педагогом стоит нелегкая цель, как же ее добиться? При помощи чего? Какие решения средствами музыки могут быть использованы? На музыкальных занятиях мы поем, танцуем, играем. Меня заинтересовал вопрос игры на музыкальных инструментах, в частности, игры на диатонических колокольчиках.

 

Актульность

Благодаря применению данной технологии, повышается результативность воспитательно-образовательного процесса. Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят приобретает новое звучание. Дети чувствуют себя настоящими артистами, что приводит к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они выступят с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями. Дети играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных по цветным партитурам (нотам), что приведёт к развитию целого комплекса музыкальных способностей.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника.

А диатонические колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, формируют навыки вербального и невербального общения, способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти, внимания, формируют готовность и умение действовать в коллективе. Каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до» 1й октавы, до «до» 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цветовые обозначения нот соответствуют цветам радуги:

до - красный

ре - оранжевый

ми - желтый

фа - зеленый

соль - голубой

ля - синий

си - фиолетовый

Каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью, формируя дружелюбную атмосферу.

Цветные партитура является доступным и интересным способом знакомства детей с миром звуков и диатоническими колокольчиками. На партитурах нарисованы цветные кружочки-ноты, соответствующие цвету колокольчика. На длительность звука указывает размер кружка. Показ презентации «Цветные партитуры».

(Знакомство с цветными партитурами)

Партитуры делятся на подвиды. Одни предназначены для упражнений. Другие концертные (с этими номерами дети выступают на праздниках). У каждого музыканта по одному колокольчику в руке. Сидят (или стоят) в последовательности диатонического звукоряда. Принцип обучения «от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах и во всех видах работы. Сначала это просто цветные карточки. Музыкальный руководитель показывает карточки в определенной последовательности, а дети воспроизводят звук в момент показа карточки соответствующего цвету колокольчика. При первоначальном исполнении руководитель напевает ритмический рисунок вместе с юными музыкантами. При дальнейшем разучивании нет необходимости музыкальному руководителю показывать цветные флажки, каждый ребенок, как правило, запоминает момент своего вступления.

Далее по указу дирижерской палочки, по цветным нотным схемам. Цветные партитуры для музыкальных занятий предназначены для работы с группой детей из 8 человек. Для работы со всеми детьми, следует использовать несколько наборов диатонических колокольчиков. Хочу отметить, что процесс обучения детям очень нравится, и он превращается в игру. Как сказала Т.Э. Тютюникова «Дети играют, но они не осознают, что их учат» Умелое и грамотное использование «Цветной» нотной грамоты музыкальным руководителем и воспитателями является интересным и доступным методом в процессе музыкального воспитания дошкольников в области музицирования.

2. Интерактивная часть.

Сейчас я вам раздам колокольчики в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур.

Колокольчик нужно взять правой рукой зажав его в кулак за ручку и прижать его к плечу, это исходная позиция. Я показываю ноты с помощью указки. Вы начинаете играть в тот момент, когда указка покажет ноту, совпадающую с цветом колокольчика в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту. Если в партитуре есть слова, то петь их следует по такому же принципу.

 

Сегодня мы поработаем с несколькими партитурами и поиграем в игру «Зоркий глаз». И сейчас как раз пришло время и поиграть.

Музыкальная игра «Зоркий глаз».

Для этой игры подходят любые цветные партитуры, где содержится вся палитра цветных нот.

Цель игры:

Формирование зрительного контроля и повышение скорости реакции. Улучшение согласованности между процессом слушания и зрительной координации движения руки, в которой находится колокольчик. Активизирует у детей самоконтроль и веру в свои силы.

Руководство к игре:

Диатонические колокольчики раздаются в любой последовательности группе детей. Затем нужно объяснить правила игры:

Я показываю цветные карточки в любом порядке, при этом длительность нотки не важна. Вы должны быть предельно внимательными, следить за сменой карточек, и в нужный момент сыграть свою ноту и держать её до тех пор, пока не сменится «цветная нота» . При этом следим за тем, чтобы после игры своего звука, дети быстро убирали колокольчик в исходную позицию (прислонив его к плечу).

На протяжении всей игры темп меняется по моему желанию несколько раз. Выбывает из игры тот, кто не успел сыграть свою нотку или вступил на чужую. Те дети, которые выбывают из игры, ставят колокольчик в исходную позицию. Игра продолжается до последнего игрока.

А сейчас мы познакомимся с несколькими партитурами, которые вам обязательно пригодятся на любом мероприятии, утреннике. Итак, начинаем знакомство с первой партитура, разучивать которую мы будем как раз с помощью цветных карточек.

Цель упражнений:

Изучение нотной грамоты. С помощью данного упражнения развиваем у деток память, звуковысотность, активизируем тембровое восприятия и концентрацию внимания. Так же повторяем цвета, так как нотки цветные.

Далее соединяем оркестр с аккомпанементом. Когда дети будут уверенно знать партитуру, можно детей делить на группы, усложняя задачу. (Девочки играют, мальчики поют, и наоборот).

Теперь приступим к разучиванию партитуры «Маленькой ёлочке холодно зимой». Эта партитура служит аккомпанементом к новогодней песне.

Цель упражнения:

Развитие музыкальности у детей, памяти и внимания, способности чувствовать партнёров по игре. А так же прививает детям умения играть в ансамбле.

И последнюю партитуру, которую я предлагаю вам рассмотреть и исполнить – это «Подмосковные вечера». Попробуем мы ее разучить с помощью цветной партитуры, а потом и исполним ее уже без нот, а по указанию дирижерской палочки. При этом в данной мелодии мы будем применять два вида техники игры на диатонических колокольчиках.

(Исполнение мелодии на колокольчиках)

 

Спасибо большое, прошу пройти Вас на свои места и обратить внимание на заключительный слайд, где отчетливо виден результат мониторинга , это показатели на конец учебного года. Вот она диаграмма, вот он результат!

Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным ! Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В детском саду ребенок  не должен быть неудачником. Главная заповедь воспитателя – заметить даже самое маленькое продвижение дошкольника вперёд и поддержать его успех.

 

 

 

3. Заключительная часть.

Уважаемые коллеги! Как вы видите, это очень интересно! Хочу отметить, как показывает практика, что использование «Цветных» нот при обучении игре на музыкальных инструментах детям очень нравится, процесс обучения превращается в игру.

Музыкальный номер с применением диатонических колокольчиков можно показать на любых праздниках, как с сопровождением аккомпаниатора, так и под фонограмму в том темпе, который выдерживают юные музыканты. Этот вариант можно эффективно использовать на праздниках, где музыкантами будут родители. Получится музыкальный номер без предварительной подготовки.

 

Рефлексия

 

А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю провести рефлексию мастер-класса. Выбирает тот ответ, который, по его мнению, наиболее подходит к вопросу , выбирая цвет колокольчика, который подходит данному ответу на вопрос ( соответствие цветов на слайде)

1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?

! Презентация опыта работы мастера.

! Сам творческий процесс.

. Мне было не интересно.

 

2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?

! Мастер творчески с увлечением подготовил мастер-класс.

! Много было ненужной информации.

! Свой мастер-класс я подготовила бы лучше.

 

3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?

! Да, она актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний.

! Да, я взяла в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер-класса.

! Она не актуальна.

 

 

Спасибо за внимание!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×