Процессы информатизации, широкое использование информационнокоммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования.
Чтобы шагать в ногу со временем, современный учитель должен постоянно самосовершенствоваться. Для этого сейчас существует много разных возможностей, и каждый выбирает для себя наиболее приемлемые.
Доклад на тему:
« Сетевое взаимодействие и использование социальных сервисов в профессиональной деятельности учителя. Использование электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе».
Учитель русского языка и литературы
Процессы информатизации, широкое использование информационнокоммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды (ИОС) общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование ее ресурсов, что невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов.
Чтобы шагать в ногу со временем, современный учитель должен постоянно самосовершенствоваться. Для этого сейчас существует много разных возможностей, и каждый выбирает для себя наиболее приемлемые. Учитывая возрастающую занятость учителя и быстрое развитие информационных технологий, всё большую популярность приобретает сетевое взаимодействие.
Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов, способ стимулировать педагогическую инициативу.
Сетевое взаимодействие реализуется с целью:
повышения уровня профессиональных знаний;
практического освоения методов и технологий обучения;
более полного и оперативного обеспечения информацией;
освоения современных информационно – коммуникационных технологий.
Готовность к сетевому взаимодействию в информационно-образовательной среде формируется поэтапно и является одним из уровней развития ИКТ-компетентности педагога:
Освоение сетевых сервисов (освоение программных средств, позволяющих обрабатывать различные виды информации).
Встраивание сетевых технологий в образовательный процесс (замещение сре
дств тр
адиционной дидактики новыми, основанными на ИКТ –
интерактив
, мультимедиа,
моделинг
,
коммуникативность
).
Активное использование сетевых сервисов для обмена профессиональной информацией (трансформация образовательных технологий, за счет использования ИКТ).
Формирование личного информационного пространства (экспертиза, анализ и проектирование собственных образовательных цифровых ресурсов).
Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом:
Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов.
В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием.
Самостоятельное создание сетевого учебного содержания
. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании
собственного
сетевого
контента
. Сегодня
новый
контент
создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы.
Освоение информационных концепций, знаний и навыков.
Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко
вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование
метатегов
и т.д.
Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики
. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми.
Существуют разные формы участия в профессиональных сетевых сообществах.
Сайт учителя сегодня является наиболее удобным инструментом для представления любых продуктов деятельности. Персональный сайт – это ещё одна форма сетевого взаимодействия и презентация собственных достижений и достижений учеников, и площадка для публикации собственного опыта, и возможность общения с коллегами. Считаю, что наличие персонального сайта у учителя – это показатель высокого уровня развития современного педагога. Но ведение сайта - это и ответственность. Материалы сайта должны быть интересными пользователям, востребованными. Их нужно постоянно обновлять, добавлять новые.
Взаимодействие с коллегами в сети позволяют:
•Найти единомышленников и расширить круг своего общения.
•Получить возможность представить свой педагогический опыт широкой аудитории.
•Узнать мнение своих коллег-профессионалов, а также получить бесплатные консультации советы и рекомендации.
•Выступить в роли эксперта и прокомментировать работы коллег.
•Обсудить злободневные проблемы методики преподавания предмета, школы, образования в целом .
В настоящее время создано множество сетевых сообществ педагогов.
Сетевое объединение учителей «Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет»(pedsovet.org) является непрерывно обновляемым в течение года информационным ресурсом, посвященным обсуждению широкого круга вопросов, относящихся к сфере образования.
Интернет-педсовет – это:
безграничное пространство для общения учителей на расстоянии;
одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации;
сетевое сообщество работников образования.
Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сел делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования.
Другой пример сетевого сообщества российских учителей – это проект Минобрнауки РФ, который получил название «Интернет-государство учителей» (http://interqu.ru/).
Основная цель этого проекта – создание сетевого сообщества творческих учителей.
Задачи данного сообщества:
Оказание поддержки профессиональной деятельности учителя.
Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность.
Создание и поддержка новых образовательных инициатив.
Создание единого информационного педагогического ресурса.
Организация практической деятельности учителей в сети.
Развитие и реализация творческих способностей участников проектов.
Создание пространства психологической комфортности учителя.
Таким образом, сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети.
Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.
Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.
Компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. И, наверное, это хорошо, так как электронно-образовательные ресрсы позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.), создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть ЭОР.
Использование ЭОР на уроках русского языка.
Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.
Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.
Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.
Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).
На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).
На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и самостоятельно разработанные мною в программах Iren и HotPotatoes, и тесты, содержащиеся на дисках. Наибольшим доверием пользуются диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило.
Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.
Еще одним образовательным порталом, которым я часто пользуюсь, является образовательная платформа LECTA.
Образовательная платформа позволяет просто и удобно работать с интерактивным и мультимедийным контентом школьникам 1-11 классов и педагогам.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Позволяют повысить качество обучения через разумное сочетание электронных интерактивных средств и традиционных материалов. Создают условия мобильности и доступности получения оперативной информации из разнообразных источников. Дают возможность оперативно организовывать дистанционное обучение Экономия времени педагога при подготовке и проведении занятий