Ранний возраст – особенный возраст, он во многом определяет, каким будет ребёнок – здоровым, жизнерадостным, любопытным, творческим или он будет неуверенным, плаксивым, пассивным.
Работая с детьми раннего возраста нужно учитывать, что дети очень эмоциональны и впечатлительны, но вместе с тем быстро устают, не могут долго ждать, довольно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой, что часто затрудняет организацию любого вида деятельности с детьми раннего возраста. На помощь приходит игра, а также игровые приёмы.
Разные виды игр и игровые приёмы мы широко используем при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста.
Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста
Ранний возраст – особенный возраст, он во многом определяет, каким будет ребёнок – здоровым, жизнерадостным, любопытным, творческим или он будет неуверенным, плаксивым, пассивным.
Работая с детьми раннего возраста нужно учитывать, что дети очень эмоциональны и впечатлительны, но вместе с тем быстро устают, не могут долго ждать, довольно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой, что часто затрудняет организацию любого вида деятельности с детьми раннего возраста. На помощь приходит игра, а также игровые приёмы.
Разные виды игр и игровые приёмы мы широко используем при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста.
Утренняя гимнастика
Часто используем появление знакомого детям персонажа чаще всего из народных сказок. Здесь нас выручают ростовые куклы – персонажи русских сказок. Они не только приглашают малышей на зарядку, но и выполняют упражнения вместе с ними. Чтобы у детей сохранялась заинтересованность, меняем персонажи через две недели. Персонажи поощряют и подбадривают детей.
На телефон воспитателя приходит музыкальное оповещение (можно от персонажа) с приглашением на зарядку.
Другой приём, который используем — это тематически обыгранные комплексы утренней гимнастики – «Птички», «Бабочки», «Цветы», «Весёлые зайчата», «Курочки и петушки», а также комплексы по содержанию
потешек
. Например, по тексту
потешки
«Кисонька
мурысонька
».
Например, воспитатель читает потешку и показывает упражнения: по потешке «Наши уточки с утра».
Текст потешки
Описание упражнения
1. Наши уточки с утра:
Кря,кря,кря,кря,кря,кря.
И. п.: ноги на ширине стопы, руки внизу.
1- руки в стороны, 2- И.п. (4 раза)
2. Наши гуси у пруда:
Га-га-га-га-га-га.
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч.
1- наклон вперед, вытянув шею, руки отвести назад. 2 – И.п. (4 раза)
3. Наши гуленьки вверху:
Гру-ру-ру, гру-ру-ру.
И. п.: стоя, ноги на ширине стопы
1 — подняться на носках, руки вверх, посмотреть на руки.
2 — присесть, руки внизу.
3 — И.п. (4 раза)
4.А наш Петя- петушок
Рано, рано поутру
Нам споет: «КУКАРЕКУ!»
И. п.: стоя, ноги вместе, руки на пояс Подпрыгивания 8-10 раз.
Также используем такой приём как «двигательная имитация» – попрыгаем как «зайчики, мячики», помашем крыльями как бабочки, птички, поклюём зёрнышки как курочки, цыплята и др.
Персонаж проводит гимнастику, говоря в «микрофон» (он может быть настоящим, может быть
игрйшкой-самоделкой
, а может быть
предметом-заместитетлем
– кирпичиком из строительного материала
Персонаж снимает выполнение гимнастики на телефон.
Опосредованное общение с персонажем.
Иногда утреннюю гимнастику проводим в форме подвижной или хороводной игры.
Физминутки в ходе НОД
Здесь используем следующие игровые приёмы
Появление знакомых детям персонажей и выполнение вместе с ними различных упражнений.
На телефон воспитателя приходит сообщение, что пора детям отдохнуть от любого персонажа.
Двигательную имитацию.
Пение и выполнение простых понятных детям движений. Например, «Зайка серенький сидит», «
Топ топ
ножки – шагали (бежали, прыгали) по дорожке».
Выполнение, например, гимнастики для глаз по тексту стихотворения.
Текст стихотворения
Движения глаз
Смотрим вверх, а после вниз,
Дети смотрят вверх, затем вниз
Снова вверх и снова вниз
Это вовсе не каприз и т.д.
Дети смотрят вверх, затем вниз
Подвижные игры (в помещении и на прогулке)
Используем следующие приёмы
Появление знакомых детям персонажей и их участие в игре. Игрушечный котик с удовольствием догоняет детей-мышек, лиса догоняет зайчиков.
Игры с музыкальным сопровождением или под пение песенки, например «Вышла курочка гулять», «Скачет между травками быстроногий зайчик».
Игры по содержанию
потешек
, стихотворений.
Звуковые сигналы: зазвучал бубен – побежали, зазвучала погремушка – топаем ногами и др.
Игровая ситуация – персонаж просит детей научить играть в подвижную игру, или наоборот предлагает детям поиграть в новую для них игру.
Использование игровых атрибутов, например, шапочки, элементы костюмов, которые приносит персонаж.
Подведение итога игры от имени персонажа.
Опосредованное общение с персонажем.
Закаливающие процедуры
Знакомый детям персонаж принёс новые массажные коврики,
массажёры
, тренажёры и хочет
поучится
, как с ними заниматься. Используем для этого игрушки, ростовые куклы.
Опосредованное общение с персонажем.
Проведение
самомассажа
(лица, рук, ушей и т.п.) по тексту стихотворения.
Например:
Текст
Выполнение движений
Теперь потрем мы носики
Носики-курносики,
Дети указательными пальцами обеих рук растирают крылья носа
Разгладим свои лобики,
Дети кончиками пальцев обеих рук проводят от середины лба к вискам
Похлопаем по щечкам
Только понежнее.
Дети хлопают пальцами обеих рук по щекам (не очень сильно)
А вот по подбородочку
Можно по сильнее.
Дети хлопают пальцами обеих рук по подбородку (сильнее чем по щекам)
А сейчас с боку на бок повернулись,
Дети поворачиваются сначала на правый бок, затем на левы бок.
Еще раз сладко потянулись.
Дети ложатся на спину поднимают робе руки к голове (тянутся)
Спрыгнули с кроваточки
И надели тапочки.
Встают с кровати, обуваются.
Доктор Айболит
пришёл посмотреть правильно ли дети выполняют
упражнения.
Использование музыкального сопровождения – песенки, которую поёт персонаж мультфильма.
Двигательная имитация, например, пройдём тихо как мышки, пройдём, ступая мягко, как котята, прогнём спинку как котята.
Дыхательная гимнастика
Появление персонажа и его участие в гимнастике.
Опосредованное общение с персонажем.
Приглашение на гимнастику по телефону.
Обыгрывание упражнений дыхательной гимнастики с использованием звуковой имитации «Гуси шипят», «Паровоз гудит» и др.
Игровая ситуация знакомый персонаж просит научить его выполнять упражнения, он не хочет болеть.
Использование игровых пособий «Подуй на снежинку, цветок», «Ветерок».
Использование при проведении упражнений стихотворных текстов.
Например:
Я на варежку подую,
Все снежинки с неё сдую. (Дети сдувают с руки воображаемые снежинки)
Проведение в течение дня разных видов самомассажа
Игровая ситуация – приходит знакомый персонаж. Он заболел и просит детей помочь, чтобы больше ему не болеть, научить его делать волшебный массаж.
Появление доктора Айболита, он хочет посмотреть, как дети укрепляют своё
здоровье
и хочет показать им новый массаж (носика, ушек и т.д.).
Звонок от доктора Айболита, он интересуется, заботятся ли дети о своём здоровье, и просит выслать ему видеозапись.
Проведение
самомассажа
(лица, рук, ушей и т.п.) по тексту стихотворения.
Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми позволяет:
сделать оздоровительные мероприятия неутомительными, занимательными и приятными для детей;
повысить моторную плотность утренней гимнастики;
сформировать положительное отношение детей к оздоровительным мероприятиям;
заложить у детей представления о том, что о здоровье нужно заботиться;
ввести в словарь детей словосочетания: утренняя гимнастика, зарядка, дыхательная гимнастика,
самомассаж
, закаливание, а также наименование частей тела и лица;
развивать ориентировку детей, как в пространстве, так и на своём теле;
повысить качество и эффективность оздоровительной работы с детьми;
развивать у детей зрительное и слуховое внимание, восприятие, зрительную, слуховую, двигательную память;
развивать двигательную и моторную координацию, речь;
воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение к сверстникам, к взрослым, которые окружают детей.