Игра – это ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания – так дают определение Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин в своих исследованиях.
И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?
С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
В дошкольном образовании педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС ДО);
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
В условиях введения ФГОС ДО педагогам важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
CТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».
Сидорова Е.А.
ГБДОУ детский сад №31 Приморского района
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель
Игра – это ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания – так дают определение Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин в своих исследованиях.
И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?
С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
В дошкольном образовании педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС ДО);
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
В условиях введения ФГОС ДО педагогам важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
активизирует воспитанников;
повышает познавательный интерес;
вызывает эмоциональный подъём;
способствует развитию творчества;
максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, а также повысить значимость организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.
Задачи: воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;
способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;
совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.
Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:
• мотивационный
• ориентационно-целевой
• содержательно-операционный
• ценностно-волевой
• оценочный
Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов.
• установочный элемент
• игровые ситуации
• задачи игры
• правила игры
• игровые действия
• игровое состояние
• результат игры
С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:
• Объяснить родителям важность игры для ребёнка.
• Обеспечить безопасное пространство для игры (особенно
касается дворовых территорий).
• Обеспечить соответствующую развивающую предметно – пространственную среду, поддерживающую игру.
• Не ставить в жесткие временные рамки свободное время детей.
Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.
Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
РАССМОТРИМ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
• Игровые тренинги
• Сюжетно – ролевые игры
• Театрализованные игры
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности детей и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об окружающем мире.
Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей. Так в работе педагога можно использовать следующие игровые технологии:
- Игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики.
- Игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики.
- Игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа
жизни..
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.
«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»
Эрик Берн
Литература:
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М. , 2010.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm
http://www.maam.ru/detskijsad/statja-igrovye-tehnologi-v-dou-v-uslovijah-vedenija-fgos.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ФОТО: ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Сюжетно-ролевая игра Д/И «Накорми друга» Сюжетно-ролевая игра
«Готовимся к празднику» «Идём с куклой Дашей
на прогулку»
Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра
«Плавание на корабле» «Сварим куклам обед»
Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра
«Семья. Мама кормит сына» «В царстве Деда Мороза»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ФОТО: ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Д/И «Подбери скафандр космонавту» Игра в шашки
Д/И «Построй ракету» Лепка из солёного теста
Д/И «Виды спорта»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ФОТО: ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Пальчиковая игра «Автобус» Чтение с обыгрыванием сюжета
Лого-викторина Пальчиковые игры
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ФОТО: ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Я леплю Снегурочку Д/И «Я на клумбу посажу цветочки»
Я для милой мамочки тортик испеку! Зайчик прыгает по красивой
дорожке
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
ФОТО: ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
П/И «Колпачки» П/И «Кто быстрее на корабль»
П/И «Море волнуется» П/И «С Незнайкой на воздушном шаре»
Сюжетно-ролевая игра «На коне» Эстафеты для здоровья