Нет ни одного учителя, который бы не стремился сделать свой урок интересным, ярким, способным увлечь учащихся в мир знаний. В связи с этим, каждый учитель пытается найти и внедрить новые образовательные технологии и методы в процесс обучения. Одним из таких методов является метод интеллект-карт. В современном мире с огромным потоком информации применение интеллект- карт в обучении на уроках иностранного языка может принести неоценимую пользу. Дети учатся систематизировать, выбирать, запоминать ключевую информацию, а также производить ее в последующем. Интеллект-карты позволяют развивать образное и креативное мышление, память, внимание, а также сделать процесс обучения более творческим, занимательным и плодотворным. Автор данной методики английский писатель и психолог Тони Бьюзен. Будучи студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени, усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Самым эффективным способом запоминания информации стало создание Интеллект-карт. {2}Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности или решать разнообразные интеллектуальные задачи. Что же такое метод интеллект- карт в процессе изучения иностранного языка? Интеллект-карты или карты мыслей, карты памяти, ментальные карты, ассоциативные карты, майндмэпы являются графическим отображением не только системы человеческого мышления, а и той информации, которую идет к нам извне. Они упорядочивают мысли человека и выстраивают иерархию того потока, который он получает. Они учат раскладывать информацию по степени важности, отделяя главное от второстепенного. Знания, наполняющие интеллект-карту, имеют смысл, четкую форму, структуру, осознаются не как мертвая информация, а как то, что действительно нужно человеку для жизни. К интеллект-карте можно возвращаться снова и снова для ее пополнения или повторения материала. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. {1} То есть, рисуя интеллект-карту по какой-то проблеме, мы обдумываем ее в разные стороны. При составлении ментальных карт автор методики предлагает действовать следующим образом:
1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.
2. Записывать не все подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими.