Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога – психолога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. На фоне комплексной коррекционной помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
В качестве элементов здоровьесберегающих технологий я использую в своей работе кинезиологические методы.
Кинезиологические методы – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблему в различных областях психики. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи.
Виды кинезиологических упражнений:
Глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Телесные упражнения.
Релаксация.
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
Тема : «Здоровьесберегающие технологии
в работе педагога-психолога»
педагог-психолог:
Бондаренко О.Н.
2019г.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский писал:
СЛАЙД 2:
Существует множество определений понятия «здоровье». Воспользуемся нормативным определением Всемирной организации здравоохранения, согласно которому здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Таким образом сегодня я остановлюсь на здоровьесберегающих технологиях, используемых мной, педагогом психологом в работе с детьми и педагогами для сохранения и поддержания их психического здоровья.
Образовательный процесс детей с ОВЗ немыслим без здоровьесберегающих технологий, так-как дети, с ограниченными возможностями здоровья, всегда отличаются наиболее быстрой утомляемостью в своей деятельности, низкой концентрацией внимания, частой отвлекаемостью, неумением сосредотачиваться, малым объемом запоминания.
Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога – психолога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. На фоне комплексной коррекционной помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
В качестве элементов здоровьесберегающих технологий я использую в своей работе кинезиологические методы.
СЛАЙД 3:
Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблему в различных областях психики. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи.
Виды кинезиологических упражнений: представлены на экране.
Глазодвигательные упражнения
.
Дыхательные упражнения.
Телесные упражнения.
Релаксация.
И сейчас я остановлюсь подробнее на содержании каждой методики.
СЛАЙД 4:
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность психических процессов и поведения.
(Видео с Настей глазодвигательные и дыхательные упражнения)
СЛАЙД 5:
Телесные упражнения и пальчиковые игры включают в себя движение тела и пальцев или телесные перекрёстные упражнения. При выполнении телесных движений снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, развиваются мыслительные процессы.
(Видео с Настей кинезиологические упражнения)
СЛАЙД 6:
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. (Видео с 3 годом)
СЛАЙД 7:
Очень полезен и эффективен массаж. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, снимается общая усталость, происходит стимуляция тактильных ощущений, более благотворно развивается речевая функция. Во время коррекционной деятельности можно стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, карандаши). Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук. Ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. (Видео с Кариной)
СЛАЙД: 8
Следующее направление, на котором я хотела бы остановиться это БОС-терапия «Урок здоровья». Основа технологии БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (БОС) это занятия на специальных БОС-тренажерах для обучения детей навыку диафрагмального дыхания, которое является самым простым и эффективным способом саморегуляции своего состояния. Во время занятия на БОС - тренажерах ребенок видит и слышит, как работает его организм, происходит это за счет специальных датчиков, прикрепленных на запястьях ребенка. Датчики подключены к прибору БОС, который имеет связь с компьютером. Результаты тренировки отображаются на мониторе, в то время как ребенок увлечен игрой основанной на сигналах его организма.
СЛАЙД 9: для чего обучать детей диафрагмальному дыханию?
(ответ на этот вопрос вы видите на экране)
• Уравновешиваются процессы торможения и возбуждения в центральной нервной системе;
• Снижается избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему;
• Активируется обмен веществ;
• Улучшается кровоснабжение головного мозга
Таким образом, занятия на БОС тренажерах позволяют:
• Сформировать навыки произвольной концентрации, переключения внимания;
• Снизить выраженность тревожных состояний;
• Повысить эффективность работы с гиперактивными детьми;
• Обеспечить профилактику психосоматических заболеваний;
• Подготовить ребенка к увеличению психической и физической нагрузки при переходах на новую ступень обучения.
И как мы с вами знаем, дыхание является физиологической основой речи. Именно поэтому считаю необходимостью развивать диафрагмальное дыхание у детей с нарушением слуха.
СЛАЙД 10
Следующее немало важное направление — это сеансы релаксации в Сенсорной комнате, сопровождающиеся релаксирующей музыкой и ароматерапией, расслаблением на бескаркасной мебели, а также зрительными тактильными контактами со световым и фиброоптическим оборудованием.
15-20 минут пребывания в Сенсорной комнате способствуют достижению состояния релаксации, на фоне которой нормализуются многие функции организма.
Звуки природы, классической музыки, звучащие во время сеанса, обеспечивают тренировку слухового внимания и восприятия.
(Видео релаксации)
Необходимо сказать, что работа на БОС-тренажерах и посещение сеансов релаксации обучающимися и воспитанниками возможны только после письменного согласия родителей, так как имеются некоторые противопоказания. Нами разработаны информационные бланки, с которыми родители ознакамливаются в начале каждого учебного года и соглашаются, либо не соглашаются на работу с ребенком в данном направлении.
СЛАЙД 11:
Говоря о сдоровьесбережении, очень важно сказать о сохранении психического здоровья педагогов, профилактики эмоционального выгорания. В настоящее время установлено, что синдрому профессионального, эмоционального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители.
И с целью сохранения психического здоровья педагогов в нашей образовательной организации регулярно проводится анкетирование педагогов по выявлению эмоционального выгорания, предоставляются рекомендации, проводятся психологические тренинги для эмоциональной разгрузки, проводятся семинары-практикумы на которых педагоги учатся приемам саморегуляции эмоционального состояния. И необходимо еще раз сделать акцент на сеансах релаксации, которые способствуют снятию мышечного напряжения, нормализации эмоционального состояния и наши педагоги всегда могут обратиться к психологам нашей школы для предоставления им сеанса релаксации.
(Практическая часть: освоение способов саморегуляции эмоционального состояния)
Таким образом, каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую и коррекционную направленность, способствует психологическому здоровью воспитанников, обучающихся и педагогов.
Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Спасибо за внимание!