Главная роль кинезитерапии для детей с ОВЗ принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребенка, которые при многократном повторении оставляют более значительный след, чем пассивные движения и массаж.
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ мы используем кинезиологические упражнения и психогимнастику и коррекционную ритмику.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АООП
Коррекция средствами движений в системе коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья используется достаточно широко. Термин "кинезитерапия" (терапия движением) впервые ввели болгарские ученые, которые отнесли её к неспецифически действующим терапевтическим факторам и определили, что различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию [4].
Назарова Н.М. (2001) включает в кинезитерапию, танцетерапию, психогимнастику и коррекционную ритмику.
Кинезитерапия используется в нашей дошкольной организации как одна из инновационных здоровьесберегающих технологий для работы как с нормотипичными детьми, так и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Главная роль кинезитерапии для детей с ОВЗ принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребенка, которые при многократном повторении оставляют более значительный след, чем пассивные движения и массаж.
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ мы используем кинезиологические упражнения и психогимнастику и коррекционную ритмику.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В комплексы упражнений включены: [2].
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения [1].
Психогимнастика-современная методика, относящаяся к кинезитерапии. Курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Признаки, по которым видны достижения детей таковы:
У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.
У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
Речь из
бессвязной
и односложной превратилась в осознанный рассказ.
Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.
Коррекционная ритмика — комплекс специализированных занятий, на которых с помощью музыки, специальных психологических и двигательных упражнений у детей развиваются двигательные качества и умения, сосредоточенность на поставленной задаче, сила воли, стремление достичь поставленных целей, а также формируются нравственно-коммуникативные качества личности.
Результаты занятий по коррекционной ритмике:
развиваются ловкость, точность и координация движений, пластичность и гибкость;
творческие способности: потребность в самовыражении в движениях под музыку, умение импровизировать, творческое воображение и фантазия;
чувство такта в процессе группового общения
со
взрослыми и детьми, умение сопереживать людям и животным;
формируются коммуникативные умения;
правильная осанка, красивая походка, умение ориентироваться в пространстве;
совершенствуется умение вести себя в группе во время занятий
[4]
.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование кинезиотерапии в работе педагога-психолога и инструктора по физической культуре способствует сохранению психического здоровья детей, эмоционального благополучия и физическому развитию каждого ребенка.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. –М.: ТЦ Сфера, 2003.-88с.
2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. – Российское педагогическое агентство, 1997. – 192 с.
3. Конюхов Н.И. Словарь справочник практического психолога. – Воронеж: МОДЭК, 1996. – 128 с.
4. Сундукова А.К. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ / А.К. Сундукова, Г.Н. Калайтанова. – Аркти, 2010. – 104 с.