Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками как наиболее эффективного метода развития памяти, речи и других психических процессовТаким образом, начиная с дошкольного возраста, для наиболее быстрого и эффективного развития памяти необходимо применять наряду с мнемотехническими средствами (основаны на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнические (основанные на конкретно-образном мышлении). Мнемотехнические и эйдотехнические методы используются при работе с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут в мире фантазий и мечтаний.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода развития памяти,
речи и других психических процессов.
Без памяти человек не сможет ничего изобрести,
не сможет скомбинировать и двух идей.
Вольтер.
Человечество уже давно осознало, насколько важна хорошая память для успешной карьеры, для достижения высоких результатов во многих видах деятельности человека. Однако только в настоящее время развитие процессов памяти получило заслуженное внимание и с каждым годом приобретает все более широкую популярность. Именно совершенствование процессов памяти ставят во главе дальнейшего развития человечества.
Что же включает в себя понятие «память» и как ее можно эффективно развивать в дошкольном возрасте?
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения какой-либо информации. Человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Недаром весь процесс обучения детей должен строиться на интересе, который активизирует внимание и заставляет ребенка непроизвольно запоминать то, что он только что наблюдал. Одним из средств такого наблюдения, построенного на интересе, является мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания, направленное на увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Цель обучения с ее использованием – развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности человека. В связи с этим, использование мнемотехнических средств в обучении дошкольников в настоящее время приобретает все большую популярность, т.к. становится актуальным.
Мнемотехника предполагает развитие всей творческой личности в целом, которая невозможна без хорошо развитого воображения.
В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое направлено на создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Именно образы (конкретных людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий) лежат в основе запоминания. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Использование образов (или ЭЙДОСОВ , как их называли древние греки) и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической (образной) памяти. Отсюда и название одного из направлений психологии – эйдетизма, занимающегося развитием образной памяти. Эйдотехника помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».
Таким образом, начиная с дошкольного возраста, для наиболее быстрого и эффективного развития памяти необходимо применять наряду с мнемотехническими средствами (основаны на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнические (основанные на конкретно-образном мышлении). Мнемотехнические и эйдотехнические методы используются при работе с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут в мире фантазий и мечтаний.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, образного и логического мышления, а также речи;
отработка различных приемов запоминания (сюжет, трансформация);
развитие воображения, смекалки, фантазии;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц и мнемосхем заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие зрительного плана-схемы помогает определить последовательность рассказа (сказки, стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные образы и связать все это в одно целое.
В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов. Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической темы, которая также может быть отражена в мнемотаблице. Путем схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы, различные действия, т.е. все то, что необходимо для достижения конкретных целей мнемотаблицы.
Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблицы целиком.
Цели – развитие внимания, зрительной памяти.
На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому, что мнемотаблица состоит из картинок-значков, которые необходимо «оживить».
2 этап. «Оживление», т.е. превращение картинок-значков в конкретные образы (перекодирование информации).
Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного запаса, развитие устной речи.
Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что зависит от его воображения, образного восприятия.
3 этап. «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм».
Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
На этом этапе зрительные образы выстраиваются в определенную последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок выстраивает логическую цепочку из предложенных в таблице картинок-значков (образов), связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода запоминания.
4 этап. Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7 лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы (для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без зрительного контроля).
Цели – развитие зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук, профилактика дисграфии.
На этом этапе происходит воспроизведение полученной информации без зрительной опоры на мнемотаблицу, т.е. ребенок должен припомнить все картинки-значки и воспроизвести их графически в чистой таблице в той последовательности, которая была в мнемотаблице-образце. И в этом ему очень помогает сюжетная линия, составленная на третьем этапе работы.
В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка не только видеть скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета (или несколько образов), но и «прочувствовать» его, подключив различные анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная взаимосвязь основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать память, мыслительные и речевые процессы детей, подключая все органы чувств, а также ранее пережитый опыт в изучении и восприятии того или иного предмета (см. Приложение: мнемотаблица №1)
Огромную пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании различных стихотворений, потешек, загадок, чтении сказок, при беседах по лексическим темам типовой программы детского сада, знакомстве с буквами и цифрами (см. Приложение: мнемотаблицы №2 - №10)
Их можно использовать при проведении пальчиковой гимнастики и даже подвижных игр (см. Приложение: мнемотаблицы №11, №12)
Составляя каждую мнемотаблицу, мы очень хотели, чтобы она была полезна и интересна как для детей, так и для взрослых, которые будут ими пользоваться при обучении дошкольников. Ведь если будет интерес, то будет и результат!
Приложение.
Мнемотаблица №1
«Живые символы»
Детям предлагается превратить каждый значок в своем воображении в картинку.
Задание: Постарайся «войти» в каждую картинку и почувствовать движение.
1. Горка - спуск с горы на санках
2. Скатерть – стелем на стол
3. Птица – летим по воздуху
4. Машина – едем по дороге
5. Корабль – плаваем в воде
6. Зонт – раскрываем и закрываем
7. Поднимаем штангу
8. Круг – катим колесо, крутим обруч
9. Перелистываем страницу в тетради
Мнемотаблица №2
Мнемотаблица №2
к стихотворению А. Плещеева «Весна»
Уж тает снег,
Бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Мнемотаблица №3
Мнемотаблица №3
к стихотворению И. Белякова «Подснежник проснулся»
Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл.
От шума подснежник проснулся
И на проталинке встал.
Запахло, повеяло прелью,
Чуть слышно подснежник твердил:
- Спасибо апрелю за то, что меня разбудил!
Мнемотаблица №4
Мнемотаблица №4
по лексической теме «Весна».
Дети называют, что может обозначать каждая картинка-значок, после чего соединяют полученные картинки-образы в сюжет по заданной теме:
Весной солнышко светит и греет. Становится тепло.
Деревья надевают зеленый наряд из листьев.
Вырастает зеленая травка.
На ней появляются первые весенние цветы.
Над цветами летают бабочки, просыпаются другие насекомые.
Лес оживает.
Птицы начинают петь песни и спешат вернуться в родные края из теплых стран.
Хорошо весной!
Мнемотаблица №5
Мнемотаблица №5
Загадка.
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это … солнце!
Мнемотаблица №6
по сказке «Заюшкина избушка»
Мнемотаблица №7
по сказке «У страха глаза велики»
Мнемотаблица №8
Мнемотаблица № 8
«Узнай цифру»
Детям предлагается узнать в значках-картинках цифру, запомнить последовательность картинок в мнемотаблице и зарисовать в чистой таблице только цифрами.
Мнемотаблица №9
Мнемотаблица №9
«Узнай букву»
В значках надо угадать букву. Затем придумать на эту букву слово (названия животных, птиц, насекомых).
Представив это слово-образ картинкой, запомнить его и зарисовать в чистой таблице только буквы.
Варианты:
Первый значок в таблице напоминает букву Л. Слово с буквой Л – лев.
Следующий значок – буква Н – норка.
О – олень
П – петух
Р – рысь
С – собака
Т – тигр
У – улитка
Ф – филин
Мнемотаблица №10
Мнемотаблица №10
«Узнай букву и животное, спрятавшиеся в картинке»
(Мнемотаблица может быть использована в работе
по лексической теме «В лесу»).
Задания:
1. Какая буква спряталась? (буква М). Какое дикое животное обозначает эта картинка? (медведя)
2. На что похожа картинка? (на букву В). Какое животное обозначает? (волка)
3. Какую букву можно составить из этих точек? (буква Л). Какое животное за этой буквой спряталось? (лиса)
4. На что похожа картинка? (на письменную букву Б, на белочку).
5. Какую букву можно узнать на картинке? (букву Ё). На какое животное похожа картинка? (на ёжика).
6. Какой зверек спрятался в этой картинке? (заяц). Какую букву напоминает?
7. Какую букву можно узнать на картинке? (букву Ф). На кого похожа картинка? (на филина).
8. Какая буква угадывается в этой картинке? (буква У). На кого похожа картинка? (на улитку).
9. С чем ассоциируется эта картинка? (с буквой Ж, с жуком)
Мнемотаблица №11
Мнемотаблица к пальчиковой гимнастике
«Фрукты»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем фрукты собирать.
На деревьях
Мандарины,
Сливы, груши, апельсины,
Киви, яблоки, гранат, -
Ах, какой чудесный сад!
(Загибать пальчики на двух руках, начиная с большого)
(Имитировать срывание фруктов: сжимать и разжимать кулачки)
(Поднять ладони вверх с широко расставленными пальцами – «деревья»; соединить указательный палец правой руки с большим)
(Последовательно соединять остальные пальцы с большим на правой руке)
(Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны; пальцы обеих рук сжать в кулачки, подняв большие пальцы вверх)