"Использование мнемотехники в словарной работе"
Мнемоника («мнемос» -с греческого-память – искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника, или по-другому мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.
Мнемоника («мнемос» -с греческого-память – искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника, или по-другому мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.
Мнемотехника для детей
Мнемотехника для школьников помогает улучшить память, внимательность, развить речь и словарный запас, творческие способности, сформировать интеллект, логическое, образное и абстрактное мышление. Техника запоминания предлагает начинать с простого, когда ребёнку нужно познакомиться с несколькими изображениями в день. Мнемоника помогает с помощью специальных приёмов запомнить информацию надолго и воспроизводить её без проблем.
Роль мнемотехники явно недооценивается в современной начальной школе. « Необходимо найти адекватное применение этому несомненно могучему педагогическому средству». А. Н. Леонтьев, известный психолог.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Запоминание слова проходит в 3 этапа:
-запись слова («от руки», у всех развита мышечная (моторная ) память, и записывая, ребенок запоминает, даже не желая этого);
-запоминание (используя ассоциативные образы);
-использование этого слова в речи и письме.
«Запоминалки» при работе со словарными словами
1) прием «пароль – отзыв»:
а) словарное слово и найденная к нему фонетическая ассоциация, подобранная по схожести звучания и имеющая в своем написании не вызывающую сомнений букв;
б) «в словарном слове спряталось другое слово»: нахождение в графическом облике написание другого слова, существующего в русском языке, и придумывание ассоциативной связи между ними;
в) словарные слова, которые «любят счет и в которых подряд идут три буквы И / три буквы Е / три буквы А;
2) мнемонические рифмовки – специально составленные поэтические тексты, построенные по законам ритма и рифмы, помогающие школьникам освоить правописание трудных словарных слов и слов исключений из орфографических правил;
3) сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определенные ассоциации и помогает запомнить написание соответствующего словарного слова;
4) заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил – путем включения их в связный рассказ, сопровождаемый схематично-рисуночной мнемоникой;
5) углубление в этимологию словарного слова с целью установления ассоциативных связей и повышения правильности, а также прочности запоминания учащимися непроверяемых написаний.
В трудном слове РАССЧИТАТЬ
Будем мы две СС писать.
А РАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ
Одна буква С сойдет.
По принципу «в словарном слове «спряталось» слово-подсказка» можно запомнить правописание следующих трудных в орфографическом отношении лексем:
1) ЖОКЕЙ (можно прочитать английское слово «ОК!» («Все в порядке!») и запомнить правописание исходной лексемы посредством следующего варианта рифмовки:
Вот английский жокей!
У него все о’кей!
3) ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и
ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО);
В слове есть нотка «фа» и нотка «ми».
Прием дробления словарного слова на значимые части
1) В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом;
Словарные слова, которые «любят» счет.
1)ПРЕНЕБРЕГАТЬ – три гласных буквы Е подряд;
2) ПРИМИТИВНЫЙ – три гласных буквы И подряд;
3) БАРАБАН, КАРНАВАЛ, КАРАНДАШ – три гласных буквы А подряд.
Включение словарных слов в связный рассказ.
Суть данной техники развития памяти: слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.
Преимущества метода:
не требует предварительной подготовки,
тренирует креативность,
это весело и интересно.
Обращение к истории слова
1) СПАРТАКИАДА (не от слова СПОРТ, а от названия древнего государства СПАРТА, где возникли подобного рода соревнования);
2) СПАСИБО (возникло на основе древнерусского выражения«Спаси тебя БОГ!»);
Прием поиска фонетических ассоциаций
Слово ПЕСОК, « Пес спит на песке», позволяет запомнить слово ПЕС.
Требования к ассоциативному образу
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в наличии у каждого своего ассоциативного образа.
Литература
1.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение, 1966
2.Валеева Н.А. «Приёмы мнемотехники на уроках русского языка»
http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/100-priemymnemotehniki
3.Агафонов В.А. Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик.-Ювента,2007.
4. М. Гафитулин и Т. Попова "Слово о словарном слове"// Начальная школа. - 1997. - № 1.