Семинар-практикум музыкального руководителя Салихова А.Ш.
«Использование музыкально-ритмических движений в самостоятельной деятельности детей»
Музыкальное воспитание ребенка, как важнейшая составляющая его духовного развития, может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с использованием музыки для самостоятельной деятельности детей. Музыкальный репертуар совместно подбирают музыкальный руководитель и воспитатель. Использование музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Вопрос педагогам: В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка?
(Примерные ответы педагогов: утренний прием, утренняя гимнастика, прием пищи, подготовка ко сну, пробуждение, гимнастика после сна, час здоровья, самостоятельная деятельность детей.)
Вопрос педагогам: Каким образом используется музыка в режимных моментах?
Примерные ответы педагогов:
1. Утренняя зарядка
2. До и после сна
3. Самостоятельная деятельность детей
В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь с музыкальным руководителем. Организация самой танцевальной деятельности требует небольшой подготовки для педагога – постановка задач для детей, применение атрибутов для танца и музыкальных игр, подбор музыкального материала.
Исходя из вышеперечисленного. Следует указать, что музыкально-ритмические движения, танцы – как одна из форм самостоятельной деятельности детей, которая может быть организованна воспитателем в группе и иметь огромный успех в реализации образовательных задач. Одна из причин – дети любят двигаться и плясать под музыку, она вызывает у них яркий эмоциональный отклик, даже те дети, у которых наблюдаются трудности с общением – могут быть вовлечены в ритмическую деятельность для преодоления скованности. Организуя музыкально-ритмические движения вне музыкальных занятий, педагог должен следовать некоторым правилам:
- Включать музыку, которая уже знакома детям
- Повторять танцы и игры, выученные на музыкальных занятиях
- Предлагать новый репертуар для движений и творческие задания (станцуй как бабочка, как собачка, как грустная кошечка и т.д.)
- Использовать атрибуты из музыкального уголка (музыкальные шумовые инструменты, костюмы и атрибутика для танцев)
Дети с удовольствием принимают новый характер игры и готовы импровизировать. Вначале организация самостоятельной деятельности – ритмики – идёт под наблюдением педагога, затем можно позволить детям самим исполнять танцы и музыкальные игры.
Для реализации самостоятельной танцевальной деятельности детей в музыкальном уголке должны быть атрибуты для танцев – платочки, султанчики, костюмы, музыкальные шумовые самодельные инструменты и т.д. что подробно описано в журнале взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя – в разделе «РППС музыкального уголка в группе»
Вопросы педагогам: Какие атрибуты для реализации самостоятельной танцевальной деятельности есть вас в группах? (Ответы педагогов)
Чему способствует организация данного вида деятельности:
- Вовлечение всех детей в творческую деятельность
- Возможность закреплять разучиваемый материал
- Организовывать театральные постановки с участием творческих номеров детей
- Решать задачи по реализации сюжетно-ролевых игр.
Творческое задания для педагогов на практикуме
1. Музыкальный руководитель предлагает поиграть в музыкальные игры с предметами – Музыкальные игры С. Насауленко, народные игры по выбору музыкального руководителя.
2. Взять в руки одной группе педагогов - султанчики, другой - погремушки. На плавную музыку исполняют движения султанчики, на чёткую маршевую музыку – погремушки, а при звучании весёлой мелодии - взрослые весело танцуют и после звукового сигнала меняются своими атрибутами.
3. Творческое задание: показать походку животного в танцевальной манере с дополнительными заданиями (Увидели зайчика, боитесь грозы, встретили друга)
Вывод: регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояния психологического комфорта. Музыка и ритмические движения позволят детям жить полной активной жизнью, не бояться экспериментировать, развивать свою гибкость, пластичность, приобретая уверенность в себе.