Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование на уроке литературного чтения и русского языка приёмов технологии РКМЧП. Работа №253318

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В статье определены научные основы опыта: понятие «критическое мышление», структура урока по технологии РКМЧП, методические приёмы учебной работы и их характеристика. Провено сравнение традиционного урока и ТРКМ. Даны примеры построения уроков, стадий урока по литературному чтению и русскому языку. Выделены риски и эффекты при использовании данной технологии. Отражена результативность работы учителя. 

Работа:

«Использование на уроке литературного чтения и русского языка приёмов технологии РКМЧП»

Еремеева Любовь Николаевна,

учитель начальных классов, I квалификационная категория

МОУ Новоуренская СШ

Там, где думают одинаково – 
никто не думает слишком много!

Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.

Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них, умея отстаивать собственное мнение. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМ - дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественное новое и отличающееся неповторимостью.

Известно, что если ребёнок заинтересован работой, положительно, эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Стратегии ТРКМ позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время уроков, активизируют деятельность ребёнка, развивают его внимание, память.

Что такое критическое мышление? Это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся.

Критическое мышление –

это отправная точка для развития творческого мышления

это способность анализировать информацию

это способность задавать вопросы

 

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).
Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

На этом этапе используются такие приёмы, как

Верные, неверные высказывания

Кластер

Таблица ЗХУ

Корзина идей

Дерево предсказаний


II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Используются приёмы:

Инсерт

Зигзаг

Таблицы


III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Рекомендуются следующие приёмы:

Кластер

Эссе

Таблицы

Синквейн


С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

Какими приёмами ТРКМ я пользуюсь на уроках? На уроках литературного чтения, русского языка замечательно проходят приёмы «Корзина идей», «Верные, неверные утверждения», «Кластер», «Синквейн», «Перевёрнутые логические цепочки».

Урок литературного чтения, 3 класс

Тема: И.А.Крылов. Ворона и лисица

Этапы урока

Приемы РКМЧП

Вызов

Корзина идей

Осмысление

Перевёрнутые логические цепочки

Рефлексия

Синквейн

 

«Корзина идей»

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

КрыловРоссияXIX векЭзоп Древняя ГрецияVI век до н. э.

- У нас два произведения с одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

«Перевёрнутые логические цепочки»

Выписываются 5-8 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

в

орона нашла кусочек сыру;

л

иса

близёхонько

бежала;

в

орона каркнула;

л

исица говорит сладкие слова вороне;

п

лутовка подходит на цыпочках;

л

исица схватила сыр и убежала;

с

ыр выпал.

 

«Синквейн»

Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правило написания синквейна

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме

5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

1.Ворона2.Глупая, доверчивая.3.Верит, слушает, каркает.4.Вороне нравятся льстивые слова.5.Простофиля.1.Лисица2.Хитрая, коварная.3.Обманывает, льстит, лукавит.4.Лисица всегда добивается своего.5.Плутовка.

 

 

 

«Кластер»

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот универсальный прием может быть применен на любой стадии урока.

Урок русского языка, 2 класс

Тема: Звуки речи. На этапе «Вызов» происходит актуализация знаний учащихся, по их ответам создаётся кластер:

согласныегласныеЗвуки речиглухиезвонкиемягкиетвёрдыебезударныеударныеслышимговорим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Верные, неверные утверждения»

Этот прием используется для систематизации имеющей информации и выявления пробелов в определенной области знаний.

Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают "Верные" утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

Урок литературного чтения, 3 класс

Тема: И.А.Крылов. Лисица и виноград. На этапе вызова обучающиеся заполняют таблицу, соглашаясь или нет с утверждениями учителя. На этапе рефлексии они вновь заполняют таблицу и видят, где они ошибались.

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Верите ли вы, что...

1.... басня – это короткий рассказ, в котором действуют растения, животные, вещи, а подразумеваются люди, их поступки.

2.... в баснях высмеиваются достоинства людей.

3.... мораль может быть только в начале басни.

4.... первые басни возникли 2500 лет назад.

5.... И.А.Крылов написал свои басни 200 лет тому назад.

6.... баснописец – писатель, который сочиняет басни.

7.... басня может быть в прозаической и стихотворной форме.

 

«Весы»

Исследовательская работа «Маленькое солнце на земле», 2 класс. На этапе осмысления полученной информации о подсолнухе автор «наполняет» чаши весов информацией из личного опыта: какую – отрицательную или положительную – роль играет семена подсолнечника в жизни человека.

+-

 

 

 

КалорийностьВредные компоненты: кадмийЗубная эмальВитамины А, В, С, Д, ЕМикрозлементы: натрий, йод, кремний, фосфор, магний, кальций, железо, селен, цинкЖирные кислотыБелковые соединения

 

 

 

«Чтение с остановками», «Прогноз» заложен авторами учебника «Литературное чтение» и в УМК «Перспективная начальная школа», и в УМК «Школа России» при изучении отдельных произведений.

 

В своей работе я выделила следующие риски и эффекты:

 

Риски

Эффекты

1. Учителю требуется много времени на подготовку занятия.

1. Снижение утомляемости.

2.Сопротивление учащихся новым подходам и методам (выход учащихся из привычной «зоны комфорта»).

2. Повышение учебной мотивации

3.Неготовность учащихся к взаимодействию друг с другом (не умеют работать в группах, высказываться, слушать и т.п.).

3.Развитие навыков социального взаимодействия: работа в группе, разрешение конфликтов, обоснование своей позиции и т.п.

 

4.Учащиеся не имеют возможности отсидеться, нужно думать самому, не полагаясь на других. Работают как сильные, так и слабые учащиеся.

 

5.У учащихся проявляется интерес к изучаемому предмету.

 

6.Учителю интереснее работать. Появляется возможность анализировать свою деятельность, делиться своими «находками».

 

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫ ДОСТИГЛИ?

 

Предмет

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

безоценочная

система

безоценочная

система

58,1%

62,5%

Литературное чтение

безоценочная

система

безоценочная

система

72,3%

74,7%

Математика

безоценочная

система

безоценочная

система

57,6%

64,5%

Окружающий мир

безоценочная

система

безоценочная

система

74,7%

76,8%

 

Вывод: наблюдается повышение показателей СОУ по всем предметам

Мы ежегодно участвуем в конкурсе исследовательских работ. В 2017 и 2018 годах заняли призовые места на муниципальном и региональном уровнях. Успешно принимаем участие в дистанционных предметных олимпиадах. Ежегодно проходим мониторинг своих знаний.

Творческие конкурсы в номинации «Литературное творчество» областного духовно-патриотического центра «Арское» г. Ульяновск также привлекают нас.

 

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×