Использование метода анималотерапии в работе с детьми.
Консультация для педагогов.
«Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия».
Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Именно поэтому необходимо использовать в работе нетрадиционные методы. Одним из таких методов является анималотерапия . Как метод коррекции личностной сферы он существует давно и имеет глубокие корни, но на современном этапе развития теории анималотерапии разработок по практическому применению животных на занятиях с детьми мало.
Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели:
совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;
развитие активного отношения к жизни;
отработка механизмов межличностной коммуникации;
развитие воли и навыков самостоятельности;
коррекция самооценки;
отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;
снятие
психо-мышечного
напряжения;
обучение навыкам
саморегуляции
;
развитие
эмоциональной
сензитивности
.
Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:
раскрытие дополнительных возможностей в поведении и
личности ребёнка
,
коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.
Как у всякого метода, у анималотерапии есть свой инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Функции анималотерапии:
Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс,
нормализовывать
работу нервной системы, психики в целом.
Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром
.
Функция самореализации. О
дной из важнейших потребностей ребёнка
является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения
.
Для организации НОД с элементами анималотерапии , важно определиться как и с кем построить занятия:
Группа
детей.
К
оличество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в
оптимальном варианте 5-7 детей
.
Индивидуальная работа
.
Может быть любой ребёнок. Главное выбрать животное или игрушку животного учитывая индивидуальные особенности ребёнка
. Чтобы ребенок не мог причинить
вреда
как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.
Следующая часть подготовки, это распланировать занятия:
Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
Релаксационный тренинг – техники, снижающие
психо-мышечное
напряжение.
Анималотерапевтические
техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).
Заключительная часть –
арттерапевтические
упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.
Прощание – отработка механизмов расставания.
Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.
Использование методов анималотерапии в НОД:
Благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм.
Помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы.
Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию.
Дети учатся
бережному и аккуратному отношению.
Метод анималотерапии можно использовать в свободной деятельности или как часть НОД по рисованию, окружающему миру, физкультуры и т.д. В процессе образовательной деятельности , дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия. А так же сами воспитатели могут снять стресс наблюдая например за обитателями аквариума.