Использование средств адаптивной физической культуры
в образовательном процессе детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а так-
же спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логи-
ку построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и со-
держании образования.
В области физического развития ребенка основными задачами образова-
тельной деятельности являются создание условий:
- для становления у детей ценностей здорового образа жизни;
- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной
активности;
- коррекции недостатков общей и тонкой моторики;
- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладения подвижными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни
Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения
к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно
и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового об-
раза жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил
здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию
полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здо-
ровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможно-
сти для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития
представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании
начальных представлений о спорте
Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представ-
лений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрос-
лые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием
(как внутри помещения, так и на внешней территории), подвижные игры
(как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению
детьми положительных эмоций от двигательной активности.
Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на
спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.;
побуждают детей выполнять физические упражнения, направленные на кор-
рекцию недостатков двигательной сферы, крупной и мелкой моторики обеих
рук, а также правильного, не наносящего ущерба организму выполнения основ-
ных движений.
Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры
в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к
различным видам спорта, предоставляют детям возможность заниматься раз-
ными видами двигательной активности с учетом возможностей детей и реко-
мендаций врача.
Описание образовательной деятельности по направлению «Физиче-
ское развитие» представлено в содержательном разделе ПАООП дошколь-
ного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(далее — НОДА):