В настоящее время вопрос театрализованной деятельности в дошкольной педагогике является одним из самых актуальных. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление научить детей читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать и творить.
Отмечая недостаток наблюдательности, творчества, выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», то есть не натренировал свою фантазию.
И.А. Жданова
Педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности
первой квалификационной категории.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Веснушки" комбинированного вида п. Дубки
Саратовского района Саратовской области"
Использование театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
В настоящее время вопрос театрализованной деятельности в дошкольной педагогике является одним из самых актуальных. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление научить детей читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать и творить.
Отмечая недостаток наблюдательности, творчества, выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», то есть не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе сотворения игры. Как правило, такие дети не могут занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67 – 69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.
Слово театр – греческого происхождения. Означало место для зрелищ. Театр искусство коллективное. Трехвековая история русского театра – неотъемлемая часть национальной культуры прошлого.
Известно, что театру как роду искусства в России предшествовали различного рода народные обряды.
Отдельные исполнители, сделавшие лицедейство своей профессией, назывались на Руси скоморохами. Скоморохи исполняли драматические сценки, песни, играли на музыкальных инструментах, выступали как акробаты, изображали свой труд в виде борьбы двух сил – добрых и злых.
Искусство скоморохов было народным, ярким, жизнерадостным, содержало насмешку и сатиру против верхов общества и отрицательных явлений народного быта.
Театральное искусство далекого прошлого, являлось неотъемлемой частью национальной художественной культуры, связано невидимыми, но прочными узами с развитием современной культуры.
«Театрализованная игра» - «театральность» - «театр» - это ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром.
Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребёнку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью*, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов и одномоментности восприятия, лёгкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности (А.В. Артёмова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин). Это говорит о широком потенциале театрализованной игры.
Театрализованные игры - это игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные произведения и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы (Л.С. Фурмина).
Классификации театрализованных игр
*синкретизм — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего однако термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А.Н.Веселовского С. — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».
Для развития артистических способностей и приобщение детей к народной культуре нами был разработан проект «Сказочная страна», задачи которого
Знакомить детей с русскими народными сказками.
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жесты.
Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.
Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.
Обеспечивать взаимосвязь речевой, театрализованной, музыкальной и художественной видов деятельности.
Участники проекта: дети структурного подразделения «Детский сад» (5-7 лет), родители и педагоги.
Основой в ходе проекта была работа со сказкой.
Знакомство детей с
русской народной сказкой – это чтение
,
рассказывание
.
Эмоциональное
восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки
, настольный театр, подвижные игры с персонажами
сказок – с целью
закрепления содержания
сказок
.
Художественная деятельность – отношение к герою
сказки в лепке
, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям
сказки
, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев
сказки
.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из
сказок
, театрализованные игры, драматизация
сказок
, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из
сказок
– метод превращения детей в героев
сказок
способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков
сказки
, умению оценивать поступки не только героев
сказки
, но и окружающих людей.
Совместная работа с
родителями
.
В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками:
«Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.
Проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы:
«Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».
Работа с детьми
.
Собирание пазлов и кубиков по сказкам;
Рисование и аппликация сказочных героев и сюжетов из сказок; небольшие театральные постановки, приуроченные к какому-либо празднику.
Сказки помогают показать:
как дружба помогает победить зло (
«Зимовье»
);
как добрые и миролюбивые побеждают (
«Волк и семеро козлят»
);
что
сказка
не дает прямых наставлений детям (
«Слушайся родителей»
,
«Уважай старших»
,
«Не уходи из дома без разрешения»
, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно
воспринимают
, многократно возвращаясь к тексту
сказки
.
В результате проекта у детей повысился интерес к театру и театрализованным играм, стала проявляться самостоятельность и творческая активность в театрализованной деятельности; повысился уровень развития связной и звуковой культуры речи, ее интонационная выразительность.
Педагогами были разработаны конспекты занятий и сценариев с использованием элементов театрализованной деятельности, пополнился дидактический материал.
Заметно сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
Литература
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. -№4.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность к детском саду. -
М.. 2003.
Артемова Л
.
В. Театрализованные игры дошкольников. - М.. 1990.