Использование технологии развития критического
мышления через чтение и письмо (РКМЧП) по
формированию универсальных учебных действий
на уроках химии.
Вавилина Инна Анатольевна,
учитель химии, высшая квалификационная категория,
МОУ - СОШ № 13 г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия), РФ
Использование технологии развития критического
мышления через чтение и письмо (РКМЧП) по
формированию универсальных учебных действий
на уроках химии.
«Пустая голова не рассуждает, но,
чем больше опыта и знаний имеет
голова, тем более способна она рассуждать»
П.П.Блонский
Аннотация.
В данной работе представлен материал по формированию универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных, познавательных, коммуникативных с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Данный материал будет полезен начинающим учителям и педагогам со стажем работы.
Содержание
2.1. Введение
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную “Я – концепцию”, стимулируя “к учению с увлечением”, повышая уровень его образования.
2.2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках химии.
2.2.1 Возникновение и распространение технологии
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. Технология РКМЧП – универсальная, проникающая,“надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
2.2.2. Особенность технологии
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Отличительные черты технологии РКМЧП:
надпредметный
характер;
технологичность;
усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.
2.2.3. Базовая модель технологии
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию, осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.
Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации. В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
2.3 Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке химии.
Основания.
Цели урока.
Образовательные: сформировать представления о классе сложных веществ – основаниях
, их составе, общей формуле и их названиях, классификации оснований по растворимости в воде, качественном определении растворимых оснований индикаторами; познакомить с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых оснований; научить составлять формулы оснований и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу оснований, индикаторами определять растворимые основания – щелочи,
работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.
Развивающие:
развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
Воспитател
ь
ные:
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха, работа в паре, взаимопроверка.
Планируемый результат.
Предметные умения: в познавательной сфере: давать определения понятий основания, индикатор; научиться называть основания, различать растворимые и нерастворимые основания, определять с помощью индикаторов растворимые основания; в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент;
УУД: личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью;
регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;
познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, системно-деятельный подход, проблемное обучение.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока: Этап подготовительной подготовки для работы на уроке
Здравствуйте ребята! Сейчас вам будет предложено задание по изученному материалу, и оно позволит нам перейти к изучению нового материала.
1 этап: Стадия вызова.
Учитель: На слайде и у вас на столе есть задания, где приведены формулы веществ CuO, NaOH, H2, Fe, H2O, O2, Ca(OH)2, SO2, Cu(OH)2, AI (OH)3
Выберите из списка простые вещества?
Выпишите из списка оксиды и выпишите их в столбик
Назовите оксиды.
Ответы учеников
Показать слайд с эталоном ответа.
Учитель: Дайте определение оксидов?
Учитель: Дайте определение простым и сложным веществам. Приведите примеры.
Учитель: Какие вещества вы не выписали из списка?
Ученики: NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, AI (OH)3 Почему? (Так как мы их не изучали)
Учитель: Сравните их состав, что общего и какие различия? (Общее: состоят из трех элементов, содержат группу атомов ОН и металл. Отличие – в состав входит разный металл).
Учитель: Как вы думаете, эти вещества можно отнести к бинарным соединениям? Почему?
Учитель: Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу соединений.
Учитель: Давайте попытаемся сформулировать тему и цель нашего урока
2 стадия: Осмысление.
Определение, номенклатура (название) оснований.
Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 19 стр. 98-99 до пункта о гидроксиде натрия.
Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.
Дайте определение основаниям? (Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов).
Что собой представляет
гидроксогруппа
? (
Гидроксогруппа
представляет собой сложный ион, заряд которого 1-)
Как посчитали заряд гидроксид- иона? (-2+1=-1)
Какой
общей формулой
можно выразить состав основания? (М(ОН)
n
,
где М – металл,
n
– число групп ОН- и в то же время численное значение заряда иона (степени окисления) металла).
Как называют основания? (Названия оснований состоят из слова гидроксид и наименования металла в родительном падеже с указанием СО, если переменная).
Назовите вещества, которые мы не выписали из ранее предложенного списка
NaOH
,
Ca
(OH)2,
Cu
(OH)2, AI(OH)3?
Растворимость оснований в воде.
Учитель: Для того чтобы ответить на вопрос о растворимости оснований в воде, мы выполним с вами химический эксперимент по инструктивной карте.
Инструктивная карточка для выполнения эксперимента
Изучить правила ТБ при работе с щелочами. (на столе)
Проверьте наличие необходимого оборудования: пробирочный штатив с пробирками, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (
II
), гидроксид кальция, вода. Выпишите названия выданных оснований в предложенную таблицу.
Прилейте в пробирки воды до половины каждой пробирки. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой.
Сделайте вывод о растворимости оснований и оформите отчет в таблице
Исследуемое вещество
Формула
Цвет
Отношение к воде
Гидроксид натрия
NаОН
Белое
Хорошо растворимое
Гидроксид меди (II)
Cu(ОН)2
Синее
Нерастворимое
Гидроксид кальция
Са(ОН)2
Белое
Малорастворимое
На какие группы основания делят по отношению к воде? Приведите примеры. (Растворимые (щелочи),
малорастворимые и
нерастворимые).
Растворимые основания в воде называются щелочами.
Физические свойства оснований, применение. Качественные реакции.
Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 19 стр. 99-101 с пункта гидроксид натрия и до конца. Применение оснований можно составить схему.
Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.
Перечислите физические свойства гидроксида натрия
Перечислите физические свойства гидроксида калия
Перечислите физические свойства гидроксида кальция: (
Как называют прозрачный раствор гидроксида кальция? (Известковая вода).
Как можно распознать углекислый газ? (Пропустить углекислый газ через известковую воду, она помутнеет)
Какие реакции называются качественными?
Как можно распознать растворы щелочей?
Какие индикаторы вы знаете?
Инструкция по проведению химического исследования «Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей».
Порядок действий.
Проверьте наличие необходимого оборудования: 3 пробирки с
раствором гидроксида
натрия, растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?
Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?
Оформите отчет в виде таблице
Что делали
Что наблюдали
В первую пробирку прилили к раствору гидроксида натрия м/о
м/о стал желтый
Во вторую пробирку прилили в раствору гидроксида натрия ф/ф
ф/ф стал малиновый
К третьей пробирке прилили к раствору гидроксида натрия лакмус
Лакмус стал фиолетовый
Вывод:
по эксперименту
Ка
к
определить растворы щелочей с использованием индикаторов?
Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Учитель: Сейчас мы проведем Контрольное тестирование. Посмотрим, как вы усвоили новую тему. За данную работу будут выставлена оценка
Основанием является: 1)Na2O 2)NaNO3 3)O2 4) NaOH
Нерастворимым основанием является:
1)NaOH 2)Cu(OH)2 3)Ca(OH)2 4)KOH
Фенолфталеин будет малиновым в растворе:
1)KOH 2)Cu(OH)2 3) K2O 4) H2O
Учитель: С каким классов веществ мы сегодня познакомились?
Учитель: Дайте определение основаниям? (Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов).
Учитель: Какие бывают основания по растворимости в воде?
Учитель: С помощью, каких веществ можно распознавать растворы щелочей?
Учитель: Пригодятся нам эти вещества в жизни? Где применяют основания? (СХЕМА)
Домашнее задание: Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009г.
§ 19 стр. упр. 2, 3,4.
Учитель: Ребята, вы мне сегодня помогли провести урок. Мне понравилось, как вы работали на уроке.
Учитель: Ребята закончите следующие фразы
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
Оценки за урок выставляются наиболее активно работавшим на уроке учащимся и по итогам проверки работы
Заключение
В современном информационном обществе становится востребованным человек, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Особенно важным становится проявление и возможность использовать функциональные и деятельностные качества личности.
Следовательно, меняется и роль учителя. Он становится сопровождающим при организации развития ученика, который знает, как лучше использовать возможности образовательного пространства с учетом личностных качеств каждого ученика. Учебный предмет ставится средством развития личности.
Список использованных источников и литературы
Селевко
Г.К. Современные образовательные технологии М.: Народное образование. 1998.
Заир-Бек С.И.,
Муштавинская
И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
Загашев
И.О., Заир – Бек
С.И..
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.