Успеваемость детей напрямую зависит от физического и психоческого здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в прцессе обучения, тем выше будет уровень успеваемости. Для того, чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует организовать урок с позиции здоровьесбережения учащихся:
проведение физкультминуток;
игр;
пальчиковой гимнастики;
дыхательной гимнастики;
прослушивание песен;
использование веселых четверостиший, поговорок.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках английского языка.
Здоровье - не всё,
но всё без здоровья - ничто.
Сократ.
Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует организовать урок с позиции здоровьесбережения учащихся, применяя речевую зарядку как форму введения учеников в атмосферу иноязычного общения. Также следует отметить использование физкультминуток для поддержания общей учебной работоспособности и предупреждения утомления учащихся. Еще одним средством, реализующим здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку, является игра, которая помогает сделать процесс обучения интересным и творческим.
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. С каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.
В каких условиях ребёнок может реализовать свои способности “быть здоровым?”. Это:
· любовь к ребёнку;
· уважение его мнения;
· демократический опыт у учителя;
· поощрение успехов ребёнка;
· формирование у учащихся умения мыслить, работать творчески, что повышает мотивацию;
· создание атмосферы наибольшей эмоциональной благоприятности и комфорта на уроке.
Анализируя все выше перечисленные важнейшие аспекты здоровьесбережения, можно выделить 4 основных правила построения урока:
ПРАВИЛО № 1.
Правильная организация урока.
ПРАВИЛО №2.
Использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное, кинестетическое).
ПРАВИЛО № 3.
Учет работоспособности учащихся.
ПРАВИЛО №4.
Распределение интенсивности умственной деятельности.
Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом. К сожалению, это явление часто наблюдается среди малышей. Учителю следует учить детей аутотренингу, внушать им, что они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им легче будет усваивать новый материал. Например: положив одну руку на голову, а другую – на грудь, нужно проговорить: «Я все могу, я ничего не боюсь, я должен научиться читать, писать, говорить на английском языке». В средних и старших классах аутогенную тренировку также полезно проводить в начале или в середине урока, потому что многие из учащихся еще не могут «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, и им необходима психологическая поддержка. Причем, аутогенная тренировка органично совмещается с речевой разминкой или динамической паузой и не отвлекает детей от урока. Для снятия усталости и повышения работоспособности можно проводить:
Музыкальные физкультминутки
Музыкальное сопровождение делает урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся. Оно не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.
Come, my friend and dance with me
(Дети выполняют танцевальные движения)
It is easy, you can seе
One step back, one step out
(один шаг назад, один шаг вперед)
Then you turn yourself about
(поворачиваются вокруг себя)
It is fun to dance with you
(Любые танцевальные движения)
And it isn’t hard to do.
One step back. One step out
(один шаг назад, один шаг вперед)
Then you turn yourself about
(поворачиваются вокруг себя)
Пальчиковую гимнастику.
Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно для формирования речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться интеллекту. Например, игра «Право, лево», зарядка для рук «Clap your hands», игра «Мим» (изучение лексики + жестикуляция). Пальчиковая гимнастика особенно важна для самых маленьких школьников.
Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка) также необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Издавна известно о потребности детского организма в игре. Поэтому важно при разработке школьных игр учитывать не только воспитательные цели, но и добиваться того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес. Применение игрового момента на уроках иностранного языка оказывает еще большее положительное влияние на процесс обучения.
Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей.
Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание играть и общаться.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации.
Игровым приемам присущи четыре главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;
творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игрового приема, логическую и временную последовательность развития;
присутст
вие обучающего характера
.
В начальной школе подвижные игры способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.
На уроках нужно проводить такие игры, которые дают возможность детям не только отдохнуть, они направлены на развитие внимания и тренировку фонетического, орфографического, лексического и грамматического материала.
Песня – хороший вид релаксации в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня представляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере следующих песен можно показать изучение спряжения глагола «to have», активизацию лексики по темам: «Семья», «Животные».
I have a father, I have a mother, Look at the boy- he has a toy.
I have a sister, I have a brother Look at the girl- she has a doll
Father, mother, sister, brother- Look at the cat- it has a hat,
Hand in hand with one another. Look at the pig- it is very big.
Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.
Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn your eyes to the left, turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down!
Дыхательная гимнастика. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Пример дыхательной гимнастики на уроке английского языка – упражнение «Дайверы»: на счёт 1234 – дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».
Исключение стрессовых ситуаций на уроке также является важным условием успешной деятельности учителя. Во время урока нужно избегать информационного стресса. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать, “примерить на себя” и прочувствовать тот или иной эпизод. Особенно важно это при чтении, говорении и аудировании, когда требуется эмоциональная идентификация информации, в противном случае информация будет отторгнута, и как следствие не принята и не усвоена, а урок пройдет впустую. Для исключения стрессовых ситуаций психологами рекомендуется задавать детям вопрос “что ты чувствуешь?, а не как ты думаешь?”
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией,позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.