Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках сольного пения". Работа №301573

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках сольного пения.Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития ребёнка.Забота о здоровье детей-важнейшая задача всего общества.Здоровьесберегающие технологии ( дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика,игровой самомассаж и др.) , используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные особенности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребёнка.

Работа:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
сферы культуры
Детская музыкальная школа № 1
г. Вилючинска
ДОКЛАД
НА ТЕМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ
Подготовила: Тихомирова Анастасия Анатольевна
преподаватель первой квалификационной категории
по классу сольного и хорового пения.
г. Вилючинск, 2022 год
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках сольного пения
Забота о человеческом здоровье, тем более
здоровье ребенка – это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой
гармонии является радость творчества
В.А. Сухомлинский
На современном этапе очень актуально стоит вопрос подхода к эффективности обучения детей с позиции здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.
Пение в настоящее время является одним из популярных жанров музыкального исполнительского творчества и оказывает огромное влияние на сознание, чувства, интересы детей, развитие творческих качеств личности.
В ходе работы над подстановкой голоса развиваются органы дыхания, голосовые связки, артикуляция и дикция, положение корпуса во время пения (певческая установка) способствует формированию правильной осанки. Грамотное взятие вдоха (неподвижность плеч и грудной клетки), корректирует установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над процессом удлинения выдоха создает условия для увеличения объема легких, их качественной вентиляции, а также способствует ровному дыханию. Все это положительным образом влияет на общее состояние здоровья, развивает у обучающихся такие качества как: внимание, наблюдательность, дисциплинированность и ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга. Систематические занятия вокалом способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой системы, а также снижению риска развития заболеваний дыхательных путей.
Другими словами процесс пения – это и есть оздоровление.
Голос для вокалиста – его инструмент, требующий бережного отношения к себе. Голосовой аппарат у детей очень хрупок, раним, и нуждается в охране и разумной вокально-певческой нагрузке. Неправильный режим голосообразования нередко приводит к заболеваниям голосового аппарата. Поэтому здоровьесберегающие технологии на уроках сольного пения являются первостепенной задачей для педагогов.
Строение голосового аппарата имеет индивидуальные особенности в каждом отдельно взятом случае. Поэтому педагогический подход к каждому вокалисту так - же очень индивидуален. При работе с детьми, учитываются в первую очередь физическое состояние голосового аппарата, физиологическое строение и их личностные особенности, психологическое и эмоциональное состояния. И на основе полученного представления составляется индивидуальная программа. Главная задача состоит в том, что бы из своего привычного набора упражнений педагог мог подобрать для каждого учащегося именно то, что ему необходимо в данный момент.
Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала:
1.Механизмы действия дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и ее лечебная эффективность; Игры для развития речевого и певческого дыхания
2.Ребенок и окружающий его мир – физические упражнения, точечный массаж лица.
3.Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.
4.Фонопедический метод развития голоса профессора Емельянова В.В.
5. Ритмотерапия, улыбкотерапия.
1.Механизмы действия дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и ее лечебная эффективность; Игры для развития речевого и певческого дыхания
Искусство пения – это, прежде всего,правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно, что пение - этолучшее дыхательное упражнение: тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Умение управлять дыханием способствует умению управлять своим организмом.Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней.
Работая над дыханием, я использую в своей практике дыхательную гимнастику педагога-вокалиста А. Н. Стрельниковой. Упражнения дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и благотворно воздействует на организм в целом.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего стрельниковская сотня - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений сводится к 32 .
Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за две секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот.
Дыхательная гимнастика восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании и фонации, но и укрепляет весь опорно-двигательный аппарат в целом; активно включает в работу все части тела – руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д., повышая общий мышечный тонус.
Это упражнения: (Приложение 1)
1. Ладошки; 2. Погончики; 3 Насос; 4 Кошка; 5. Обними плечи; 6. Большой маятник; 7 Повороты головы; 8. Ушки; 9 Маленький маятник; 10 Перекаты; 11 Шаги.
С упражнениями дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой можно использовать в работе игры для развития речевого и певческого дыхания. (Приложение 2)
2. Точечный массаж лица
После дыхательных упражнений на уроке можно сделать несколько массажных движений. Потереть ладошки, ушки, подергать мочки, побить пальчиками по щечкам, лбу, погладить шею.
Сделать точечный массаж. Это японский метод, который носит название "шиатсу". Легкое надавливание указательным пальцем в течение 30 секунд. После чего производится массаж: девять вращений по часовой стрелке и девять – против. Продолжительность точечного массажа в каждой точке не должно превышать 3–4 минуты. Точечный массаж усиливает кровоснабжение; уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение.
3. Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата
К здоровьесберегающим аспектам вокальной работы относятся:
1)логопедическаяартикуляционная гимнастика, которая имеет большое значение для формирования правильного звукопроизношения и для коррекции неправильно произносимых звуков. Речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому вокал часто применяется в логопедии, как вспомогательное средство в коррекции речевых нарушений. Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Поэтому устранение речевых дефектов очень важно для нормального развития человека и тем более вокалиста.
2)Речевые упражнения, скороговорки (укреплять мышцы артикуляционного аппарата; развивают речевую активность).
В работе с начинающими вокалистами можно использовать Сказку Про Языка Языковича ( Приложение 3), Скороговорки ( Приложение 4)
4. Фонопедический метод развития голоса и Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
Данная методика своей главной, принципиальной задачей ставит бережное воспитание голоса каждого учащегося, постепенное выявление и обогащение его естественного тембра и на этой основе — комплексное развитие всех музыкальных и всех творческих способностей человека и оздоровление его. (Приложение 5)
5.К здоровьесберегающим аспектам вокальной работы так же относятся ритмотерапия и улыбкотерапия.
Ритмотерапия.Музыкально-ритмическиеупражнения способствуют эмоциональной разрядке, снятию умственной перегрузки и утомление на занятиях, например исполнение попевки с движениями и постукиванием по телу. Например, можно взять любую попевку и спеть ее с движениями. Стучать по груди, коленкам, хлопать в ладоши, топать. Например: попевка Чики-рики:
Чики рики – стучим ладошками по груди
Раз, два, три – топаем ногами
Ты со мною – стучим по коленкам
Повтори – хлопаем в ладоши.
Улыбкотерапия. Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
Решать задачи охраны здоровья вокалиста как в психологическом, так и в физиологическом аспектах параллельно позволяют диалоговое и рефлексивное обучение. Это и создание положительного эмоционального настроя на работу, и стимулирование вокалистов к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, и создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, и принятии собственных решений по интерпретации песни, по выбору репертуара, костюма; создание обстановки для естественного самовыражения вокалиста; индивидуальных заданий разных типов и уровней; рефлексия - обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены, личностная оценка своему исполнению песни.
Здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках вокала, существует довольно много. (физвокализ А. И. Попова, вокально – речевая методики Д. Огороднова)
Мы рассмотрели лишь некоторые, наиболее понятные и используемые мной на уроках сольного пения.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроках сольного пения приводит к созданию безстрессового учебного процесса, укрепляет здоровье обучающихся и способствует их творческой самореализации. Важно создать полноценные условия для сохранения здоровья учащихся, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребёнка и комфортного состояния в образовательном процессе.
Список литературы
1.Гусева Н.О Японский лечебный массаж, издательство Престиж Оникс (Москва 1994 г.)
2. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса, составитель И.Трифонова,СПб,2000 год
3.Т.А.Замятина Современный урок музыки, учебно-методическое пособие -М., Изд-во Глобус-2010г.
4. Казанцева С.А. Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих и певческих навыков дошкольников [Электронный ресурс]. - ИД Первоесентября, Оргкомитет фестиваля Открытый урок,2003 – 2008 г.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, ВАКО,2004г.
6.Козин А.М. Формирование культуры здоровья личности в современном
обществе/А.М.Козин//Здоровьесберегающее образование – М.,2009.- №1
7.Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.С. Стрельниковой, издательство Метафора, 2004, 368 стр;
Приложение 1
Приложение 2
Игры для развития речевого и певческого дыхания
Бегемотик
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:Бегемотики лежали, бегемотики дышали.То животик поднимается(вдох),То животик опускается(выдох).Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается(вдох),
То животик опускается(выдох).
Вдох и выдох производится через нос.
Погреем руки
Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: греем ручки с одновременным длительным произнесением гласных звуков А, У, О.
Качели
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),Качели вниз (выдох),Крепче ты, дружок, держись.
Вдох и выдох производится через нос.
Листопад
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку устроить листопад - сдувать листочки с ладони.
Снегопад
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: снежки из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики – снежинки, положить ребенку на ладонь и предложить устроить снегопад - сдувать снежинки с ладони.
Лети, перышко!
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
Самый быстрый карандаш
Цель: развитие длинного и плавного выдоха.
Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.
Мычалка
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Дети соревнуются, кто дольше промычит на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук М-М-М.
Приложение 3
Сказка про Языка Языковича
Далеко-далеко, за темными лесами, за синими морями, в далеком городе Головограде, в поместье Ртове жил-был очень важный господин, а звали его – Язык Языкович.
Как и все люди, он каждое утро делал зарядку: первое упражнение для верхней части туловища (покусываем кончики языка); второе упражнение для его туловища (покусываем язык по всей длине – шинкование); третье упражнение Язык Языкович делал для своих боковых ребрышек (покусываем язык то с одной, то с другой стороны – боковыми зубами). После зарядки Язык Языкович обязательно обходил свое большое поместье, заглядывал в каждую комнату (прокалывание языком щек, губ), заглядывал и на чердак, и в подвал. Он проверял - все ли у него в доме в порядке, все ли чисто? (проглаживание языком десен по кругу).
Вдруг Язык Языкович увидел, что в поместье не совсем прибрано, ведь он строгий и чистоплотный хозяин. Язык Языкович позвал своих служанок, чтобы они навели порядок. У него было две служанки. Одна была строгая, серьезная, важная. Вот она идет (щелкаем языком, вытянув губы вперед рупором); другая служанка была веселая, всегда смеялась, а вот и она бежит (щелкаем языком, при этом широко улыбаясь). Выслушав замечания Языка Языковича, они взяли половички, и пошли их вытряхивать. Одна вытряхивает (язык, зацепляясь за верхние зубы, резко выбрасывается вперед), а другая скручивает и уносит уже чистые половички (высунув язык скручивается в трубочку и прячется в рот).
В это время Язык Языкович вышел на балкончик. Вот он смотрит по сторонам (высунутый язык медленно двигается из стороны в сторону вдоль губ). Посмотрел вверх, вниз, где под его балконом располагалась клумба с красивыми цветами (язык потянулся вверх к носу, затем вниз к подбородку).
В доме Языка Языковича в большом аквариуме живет маленькая золотая рыбка. Так как она не умеет разговаривать, то делает вот так (губы вытянуты вперед, то открываются вертикально, то опять закрываются; зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть не шевелится, работают только губы). Когда к ней приходит Язык Языкович, она очень радуется (поднимая брови, приподнимая верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы), а когда она не приходит, рыбка огорчается (брови нахмурены, нижняя губа опускается, чтобы были видны нижние зубы).
А еще у Языка Языковича живет змейка, она делает так (быстрые движения кончиком языка, язык остренький, рот приоткрыт).
Язык Языкович очень любит всех жителей своего поместья и часто проводит с ними вечера.
Приложение 4
Скороговорки:
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком.
Чиж с чижихой и чижонком ,стриж с стрижихой и стрижонком.
Бобры храбры, для бобрят добры.
На дворе росла трава, на траве лежат дрова, на дровах лежит роса на росе лежит коса, на косе лежит блоха раз блоха два блоха вот и скороговорка вся.
Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.
Мышка мыла мишке шишки.
Мало мыла дали мышке.
Слишком много шишек было,
Мышка шишки не домыла.
Через реку бобр добряк переводит вброд бобрят.
Приложение 5
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
Шинковать язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Также повторите эту процедуру 4-8 раз.
Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также еще больше увлажнит рот.
Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. (ФА, СОЛЬ 1-й октавы).
Попротыкайте языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется иголочка. Повторите несколько раз.
Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется щеточка, как бы чистим языком зубы.
Занимаемся губами. Покусываем нижнюю губу от одного края до другого, потом верхнюю.
Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.
Вытягиваем губы трубочкой вперед, рисуем губами круг, квадрат.
После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.
Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти вперед-вниз с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена вперед-вниз на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно Злая кошка
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×