Словообразование – раздел языкознания, занимающийся изучением словообразования как процесса образования новых слов на базе существующих. Исходя из этого словообразование рассматривается как одно из важных средств пополнения словарного состава языка. Новые слова в языке возникают по определенным правилам, моделям, схемам образцам, которые образуют определенный языковой механизм, который именуется словообразованием.
«Раздел языкознания - «словообразование» начал складываться в 40-50-е годы (В. Н. Виноградов, Г.О.Винокур, А.И.Смирицкий)».[1].
До этого времени словообразование рассматривалось в составе морфологии. В. Н. Виноградов выделил различия: морфология изучает формообразование слов, а словообразование-образование новых слов.
«В языке выделяют непроизводные слова и производные слова, которые образуются на базе уже имеющихся слов. Производные слова образуют определенную систему – словообразовательную.» [2].
Она состоит из двух частей и делится на 2 подсистемы:
1. словообразовательные типы
2. словообразовательные гнезда
Для обозначения строения производного слова используется термин словообразовательная структура слова, кроме того строение производного слова исследует еще морфемика. Сам термин словообразование больше всего подходит для обозначения процесса создания новых слов и для обозначения конкретных действий языкового механизма. Но данный термин довольно нередко употребляется и для обозначения соответствующего раздела языкознания. «В лингвистике синонимом к нему выступает термин дериватология.
Деривация – 1. процесс образования нового слова;
2. процесс образования новых смыслов.»[2, с.1].
Словообразовательная наука имеет два аспекта исследования:
«1. диахронический. Диахронное словообразование – учение о словообразовательных процессах,об изменении уже существующих слов, закономерностях образования новых слов, о формировании словообразовательной системы языка, ее изменении и развитии.
2. синхронический. Синхронное словообразование – учение о производной лексике, о морфемной и словообразовательной структуре слов, о современном строении словообразовательной системы, о взаимосвязях и отношениях родственных слов на определенном шаге становления языка (чаще на современном этапе)». [2,c.1].
Бочкарева Ольга Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А. Б. Михайлова
г. Вязьма, Смоленская область
Словообразование как раздел языкознания
Словообразование – раздел языкознания, занимающийся изучением словообразования как процесса образования новых слов на базе существующих. Исходя из этого словообразование рассматривается как одно из важных средств пополнения словарного состава языка. Новые слова в языке возникают по определенным правилам, моделям, схемам образцам, которые образуют определенный языковой механизм, который именуется словообразованием.
«Раздел языкознания - «словообразование» начал складываться в 40-50-е годы (В. Н. Виноградов, Г.О.Винокур, А.И.Смирицкий)».[1].
До этого времени словообразование рассматривалось в составе морфологии. В. Н. Виноградов выделил различия: морфология изучает формообразование слов, а словообразование-образование новых слов.
«В языке выделяют непроизводные слова и производные слова, которые образуются на базе уже имеющихся слов. Производные слова образуют определенную систему – словообразовательную.» [2].
Она состоит из двух частей и делится на 2 подсистемы:
1. словообразовательные типы
2. словообразовательные гнезда
Для обозначения строения производного слова используется термин словообразовательная структура слова, кроме того строение производного слова исследует еще морфемика. Сам термин словообразование больше всего подходит для обозначения процесса создания новых слов и для обозначения конкретных действий языкового механизма. Но данный термин довольно нередко употребляется и для обозначения соответствующего раздела языкознания. «В лингвистике синонимом к нему выступает термин дериватология.
Деривация – 1. процесс образования нового слова;
2. процесс образования новых смыслов.»[2, с.1].
Словообразовательная наука имеет два аспекта исследования:
«1. диахронический. Диахронное словообразование – учение о словообразовательных процессах,об изменении уже существующих слов, закономерностях образования новых слов, о формировании словообразовательной системы языка, ее изменении и развитии.
2. синхронический. Синхронное словообразование – учение о производной лексике, о морфемной и словообразовательной структуре слов, о современном строении словообразовательной системы, о взаимосвязях и отношениях родственных слов на определенном шаге становления языка (чаще на современном этапе)». [2,c.1].
Объекты и задачи словообразования
Объектом словообразования является производное слово. Производные слова исследуются не только в словообразовании, но и в других разделах лингвистики.
В словообразовании производные слова исследуются не сами по себе, не как отдельные единицы, а в их связи с производящей основой, в их отношении с другими производными словами, в частности, с однотипными по своей структуре, одинаковыми по способу словообразования, по какой-то модели строения, либо по аналогичной словообразовательной семантике. Таким образом в качестве языковых единиц, изучаемых в словообразовании, должны рассматриваться определенные категории слов, которые имеют одинаковые формальные и семантические признаки.
Объектом словообразования выступают простые языковые единицы. К ним относятся словообразовательные средства: приставки, суффиксы, постфиксы, производные основы, соединяющие звуки и другие элементы, которые выделяют в составе производных слов.
Выделяют диахроническое и синхроническое словообразование. Объектом диахронического словообразования выступают слова, которые когда-либо были образованы на базе имеющихся слов в данном языке и за счет наличия средств этого языка. При этом структуре и отношениям с другими словами в данном виде словообразования уделяется внимание в меньшей степени.
Объектом синхронического словообразования могут служить только такие слова, которые с точки зрения современного русского языка воспринимаются как производные и в своем составе отчетливо отличаются имеющиеся в русском языке морфемы. Традиционно эти морфемы свободно выделяются при их соотнесении с другими словами.
«Главная задача синхронного словообразования – изучение производных слов по их состоянию на определенном шаге становления языка в отсутствии учета их изменений.
Главная задача диахронического словообразования – исследование разных словообразовательных признаков, связанных с образованием и изменением соответственных словарных единиц.» [3].
Другими словами, синхроническое словообразования исследует отношения существующих единиц, а диахроническое – процесс превращения одних единиц в другие.
Согласно уровневой организации языка слова состоят из единиц наиболее невысокого уровня, прежде всего, из морфем, которые определенным образом соединены между собой, находятся в определенных отношениях и имеют определенную структуру.
Одной из наиболее важных задач словообразования считается исследование структуры слова, его составляющих частей и различных отношений между ними. Словообразование должно решить, чем различаются производные слова от непроизводных, каковы характерные признаки производного слова. Определить способ образования слов, так как это является одной из важных характеристик морфемной системы языка в целом.
Список использованных источников
http://studopedia.ru/7_127495_v-otnoshenii-drugih-razdelov-yazikoznaniya.html
Сумский государственный университет
.
Русский язык. «Словообразование как наука».
http://www.studfiles.ru/preview/394241/
http://www.durov.com/study/Slovoobrazovanie_kak_nauka-382.doc