В статье обобщается опыт работы со студентами при подготовке материалов для проведения исследования, создания проектов,при углубленном изучении истории для одаренных студентов. Шалва Амонашвили подчеркивал, что только педагог способен направить энергию растущего человека в русло гражданской деятельности: «Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином высокой нравственности. Действительно гуманную педагогику может строить только гуманной души человек». Одним из направлений проектно-исследовательской деятельности является краеведение, и с помощью занятий, содержащих краеведческий компонент, у подрастающего поколения развивается интерес к истории своего отечества и родного края, формируются духовность, нравственность, патриотизм и гражданственность, способность отдать свои силы и энергию на благо общества и государства. Такие проекты как «История моей семьи в Великой отечественной войне», «Встреча с интересным человеком», «История моей семьи» способствуют формированию само идентичности и гордости за свою семью, а отсюда – и за свой народ, и за Родину. Исторические знания позволяют сквозь призму прошлого заглянуть в будущее и более реалистично оценить настоящее.
Макарова Ю. В.
КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум», г. Петропавловск-Камчатский
Формирование и развитие гражданственности и патриотизма молодежи, воспитание уважения к историческому и культурному наследию.
Аннотация: в статье обобщается опыт использования материала при изучении истории для формирования патриотизма и любви к Родине.
Ключевые слова: патриотизм, любовь к родине, гражданственность, использование краеведческого материала, воспитание, формирование.
«История — сокровищница наших деяний,
свидетельница прошлого, пример и поучение
для настоящего, предостережение для будущего».
Мигель де Сервантес
Сегодня исторические знания чрезвычайно важны, особенно в условиях современных сложных геополитических процессах, которые происходят в мире. Они позволяют сформировать стройную систему взглядов, развивают у учащихся способность самостоятельно и масштабно мыслить, избегать односторонних выводов и оценок. К тому же, одной из приоритетных государственных задач, осуществляемых СПО, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности, с четкими гражданскими позициями. Писарев Д.И. писал: «Патриотизм для народа есть то же самое, что инстинкт самосохранения для отдельной личности; человеку свойственно любить и защищать тех людей, ту землю, тот склад жизни, к которой он привык и привязался с первых дней своего детства» [1].
Обязательным условием для патриотического воспитания студентов является гражданское сознание педагога, заботящегося о пользе Отечества как о собственной пользе. Шалва Амонашвили подчеркивал, что только такой педагог способен направить энергию растущего человека в русло гражданской деятельности: «Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином высокой нравственности. Действительно гуманную педагогику может строить только гуманной души человек» [2].
В системе моей работы, как преподавателя истории, в процессе обучения одной из целей является создание условий для воспитания патриотизма и любви к Родине, формирования чувства гордости русским народом, его историей.
Эту цель можно достичь через систему работы, одним из направлений которой является краеведение, и с помощью занятий, содержащих краеведческий компонент, у подрастающего поколения развивается интерес к истории своего отечества и родного края, формируются духовность, нравственность, патриотизм и гражданственность, способность отдать свои силы и энергию на благо общества и государства.
Для развития нравственности и гражданственности необходимо включать студентов в общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в природо- и ресурсосберегающую деятельность. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у студентов развивается осознание того, как ее необходимо осуществлять, формируется ответственность, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует патриотизм, трудолюбие и гражданственность. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать гражданское воспитание.
Главным условием гражданско-патриотического воспитания является изучение учащимися истории своего народа, своих предков и своей семьи. Большинство студентов техникума знают о своей семье только из рассказов родителей, и это показал социологический опрос, который провели в техникуме среди студентов 1 курсов. Результаты небольшого исследования показали, что у ребят растет отчуждение от исторических корней, и усиливается разрыв отношений и недопонимание между поколениями. Поэтому такие проекты как «История моей семьи в Великой отечественной войне», «Встреча с интересным человеком», «История моей семьи» способствуют формированию само идентичности и гордости за свою семью, а отсюда – и за свой народ, и за Родину. Исторические знания позволяют сквозь призму прошлого заглянуть в будущее и более реалистично оценить настоящее.
Именно такая работа является приоритетной в области нравственного и патриотического воспитания.
В.А. Сухомлинский говорил, о том какое значительное воздействие производит на учащихся использование познавательных исторических игр-путешествий. Поэтому еще одной из основных задач преподавателя истории, на мой взгляд, является «погружение» в эпоху, в историческую ситуацию, возможность показать историю в образах и воссоздать картины жизни в различные эпохи. Этого можно достичь, используя на занятиях фотографии с изображением родной природы, с помощью написания сочинений о родном городе, о знаменитых соотечественниках, о героях Отечества, инсценируя какие-то события. Такие занятия дают студентам возможность более активно включиться в работу и проявить себя. Например, при изучении Великой Отечественной войны можно предложить составить рассказ или написать сочинение об участии жителей города или поселка в войне, о внесении ими своей роли в достижении Победы как участников тыла. Учащиеся обычно привлекают членов семей, родственников, знакомых к выполнению этого задания, а, следовательно, и сами познают много из воспоминаний и письменных источников.
В процессе изучения истории происходит раскрытие смысла многих нравственных категорий: добра и зла, чести и достоинства, любви и дружбы, ненависти и уважения. Соблюдение нравственных принципов и норм является одним из условий человеческого общежития, поэтому очень важно воспитать у школьников способность самостоятельно моделировать свое поведение, применяя эти нормы.
Моя задача как историка – всячески способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета, а также во внеурочной деятельности. При этом я стараюсь направлять своих студентов, вооружать их такими инструментами как, например, оценка событий прошлого и настоящего, анализ возможных альтернативных путей развития, в нравственном плане студенты должны уметь апеллировать к лучшим качествам, которые есть в человеке, опираясь при этом на исторический материал.
С моей точки зрения, основными приемами воспитания патриотизма на занятиях и во внеурочной деятельности являются: во-первых – убеждение, во-вторых – организация деятельности студентов и последнее – возрастные оценочные технологии.
Первый прием направлен на убеждение учащихся в истинности и объективности исторического прошлого. Рассмотрим его более подробно на примере темы Отечественной войне 1812 года, так как занятия по этой тематике имеют высокий воспитательный потенциал. Так, например, во время занятия «Суд над Наполеоном», студенты, защищающие Наполеона, обычно обвиняют Кутузова в неправомерном решении сдать Москву французам, но адвокат Кутузова должен выстроить защиту таким образом, чтобы убедить остальных студентов, что это решение было единственно правильным в сложившейся ситуации. Необходимо аргументированно доказать, что после Бородинского сражения армия была ослаблена и не могла дать отпор Наполеону; к тому же из Москвы было увезено все что можно, чтобы враг не мог нажиться; и, главное – завести врага вглубь России, чтобы путем сражений в условиях русской зимы измотать противника. Со слов Кутузова, потеря Москвы не означает потерю всей страны.
Или, при работе над проблемным заданием «Почему война 1812 года называется Отечественной?», хорошим приёмом является работа в группах. В результате выполнения подобного рода заданий ребята учатся быть терпимыми, толерантными, принимать чужую точку зрения.
Третья группа приемов получила название возрастно-оценочных, сущность которых сводится к одобрению и осуждению. Их назначение – дать оценку историческим событиям, через эмоционально-волевую сферу. Так при изучении раздела «Великая Отечественная война» можно попросить ребят дать оценку действиям Сталина, Жукова и Гитлера, отвечая на вспомогательные вопросы, заранее сформулированные преподавателем совместно со студентами. Либо предложить оценить итоги Тегеранской и Ялтинской конференции. Таким образом, вышеперечисленные приемы способствуют воспитанию любви к своему Отечеству, формированию нравственных, патриотических чувств и уважительного, толерантного отношения к другим народам и странам.
Не менее важно включать в учебный процесс и познавательные задачи, при решении которых студент бы размышлял над ситуацией, где участники событий стоят перед альтернативным выбором, например «Альтернативные пути развития Октябрьской Социалистической революции». Большевики пришли к власти благодаря парламентскому, экономическому и политическому кризису. Победили они под демократическими, а не под социалистическими лозунгами. Была ли их победа предопределена? Какой из факторов, приведших их к победе, был решающим?
Процесс воспитания патриотизма у студентов связан с самим содержанием исторического материала. Важно уметь правильно подобрать исторические факты, которые помогут показать всю ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей. Для этого необходимо акцентировать внимание на моральных убеждениях людей в процессе исторического развития, глубже изучать мотивы поведения и действия людей и излагать детальнее факты их жизнедеятельности, особенно те, что носят воспитательный характер. Необходимо чаще включать дополнительные тексты для того чтобы ребята могли анализировать события, отраженные в документе, ставить нестандартные и проблемные вопросы и нацеливать учеников на самостоятельный поиск трудных вопросов, а так же и ответов на поставленные вопросы, составлять памятки-наставления, в которых систематизируется исторический опыт анализа нравственных качеств. Например, можно порассуждать над вопросом, «Почему возникло партизанское движение в 1812 году в России? Какова его роль?» или «Роль партизанского движения в 1941-1945 гг. как скрытого фронта в ходе военных действий». Рассуждая над этими вопросами, ребята должны прийти к пониманию того, что партизанское движение возникло вследствие осознания народом опасности и последствий войны и роль партизанского движения была огромной, так как совершая диверсии против врага, партизаны наносили значительный урон армии противника.
Для усиления эмоционально – чувствительного момента занятия можно начать с притчи, стихотворения, музыки. Воспитание историей осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы студенты подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали своей жизнью во имя интересов Отечества.
Содержание гуманитарных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль именно истории.
Петр Чаадаев говорил: «Вся наша история — продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования». [3].
Ссылки на источники:
1. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1951. С. 261.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики / Ш.А. Амонашвили. – Режим доступа: https://www.litres.ru/shalva-amonashvili/osnovy-gumannoy-pedagogiki-kniga-1-ulybka-moya-gde-ty/chitat-onlayn/-ISSN
3. Мудрые цитаты, афоризмы и высказывания про историю – режим доступа: http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_istoriju_2.html
4. Извеков, И.Н. История семьи как фактор нравственного воспитания школьников / И.Н. Извеков. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-semi-kak-faktor-nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov.
5. Лазарева, М. В. Концепция интегрированного обучения детей дошкольного возраста / М. В. Лазарева. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-integrirovannogo-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta
6. Шакенова, Т.Ж. Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности/ Т.Ж.Шакенова. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/5745
7. Андрюшина, Е.В. «Гражданином быть обязан». Гражданское воспитание через уроки истории и обществознания/ Е.В. Андрюшина. – Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/55/2/grazhdaninom-byt-obyazan-grazhdanskoe-vospitanie-cherez-uroki-istorii-i
8. Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории – Режим доступа: https://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/vospitanie-patriotizma-i-nravstvennosti-na-uroke-istorii
© Макарова.Ю.В.