«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА»
Из опыта работы кружка
Программа кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009г. №373); письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта».
Программа разработана на основе:
- Закона РФ «Об Образовании»;
-Федерального государственного образовательного стандарта;
-СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-Образовательной программы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения г. Ульяновска «Средняя общеобразовательная школа №78 имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева»
Программа кружка «История и культура Азербайджана»» предназначена для реализации общеинтеллектуального направления, в частности поисково-краеведческого.
В условиях многонациональности, идеи воспитания детей в духе патриотизма, взаимоуважения к культурным традициям других народов программа внеурочной деятельности «История и культура Азербайджана» является актуальной и востребованной.
Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Во-вторых, обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.
В-третьих, Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …».
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Программа кружка, безусловно, поможет в воспитании детей в духе уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Благодаря тесному сотрудничеству дирекции школы с Ульяновским отделением ВАК в 2008 году в 78 школе города Ульяновска был открыт музей «История и культура Азербайджана», на базе которого функционирует кружок с таким же названием. В 2015 году школе присвоили имя первого президента Азербайджана Гейдара Алиева. Много было сделано этим великим политиком для развития дружественных взаимоотношений между Азербайджаном и Россией. Особенно теплые отношения связывали Гейдара Алиева с Ульяновском. В 1977 году он приезжал на открытие памятника своему соотечественнику Нариману Нариманову. В 1983 году возглавил Государственную комиссию по расследованию причин катастрофы теплохода «Александр Суворов». Эти дружественные отношения и сейчас продолжают развиваться. Свидетельством этого является капитальный ремонт, произведенный в 2010 году за счет средств благотворительного Фонда Гейдара Алиева. Инициатором такого ремонта стала Президент Фонда, Первая Леди Азербайджана Мехрибан Алиева, которая уделяет огромное внимание заботе о детях по всему миру.
Сегодня у нас обучаются ребята восьми национальностей. Это позволяет назвать нашу школу многонациональной. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Общие экономические интересы в прошлом и настоящем, а также гуманистические ценности культуры, которые служат делу межнационального сближения в смешанной национальной среде, межнациональном контакте, способствуют преодолению языковых и культурных барьеров в ситуации диалога разных культур.
Долг нынешнего поколения сохранять и приумножать богатое культурное наследие народа. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству красоте.
История, культура, традиции Азербайджана интересны не только азербайджанцам, но и другим народам, проживающим на территории Ульяновской области.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Новизна программы в том, что она направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему не только Азербайджана, но и родного края, что имеет большое воспитательное значение. Ребята изучают, анализируют представленный материал и сопоставляют его с нашим краем. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания толерантности у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание толерантности учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.
Ребёнок, подросток, который будет знать не только историю своего города, быта своих предков, памятников архитектуры, но и других народов никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
1) Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к истории и культуре Азербайджана и родного края.
2) Программа учит быть не просто пассивными участниками общеобразовательного процесса, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, делиться своими знаниями , принимая участие в поисково –исследовательской деятельности, в различных конкурсах с окружающими, в телемостах с учащимися средней школы № 27 города Баку и представителями Россотрудничества в Азербайджане в рамках дружбы между народами.
Адресат программы
Программа кружка «История и культура Азербайджана» предназначена для учащихся 8 классов, реализуется за 1 год. Оптимальный состав группы – 15 человек.
Объём программы
Программа предназначена для дополнительного обучения и воспитания в системе школьного образования и рассчитана на 1 год обучения в 8 классе.
Общий объём часов по изучению курса составляет 72 часа (из расчёта 2 часа в неделю).
Длительность занятия 45 минут.
Цель программы
Целью данной программы является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к истории и культурному наследию государства Азербайджан, формирование патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.
Задачи программы
1. Изучение прошлого и настоящего республики Азербайджан, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в Ульяновске, в Ульяновской области и районе.
2. Воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и миролюбия.
3. Активизация поисковой деятельности учащихся.
4. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
5. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
6. Активизация поисковой деятельности учащихся.
7. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Выполнение вышеперечисленных задач программы кружка «История и культура Азербайджана» позволяет расширить, актуализировать возможности в реализации следующих идей.
1. Социальная
Социально-устойчивая, толерантная, патриотическая личность, осознающая в своём духовном багаже морально-нравственные критерии для адекватного восприятия любой информации – гарант социальной стабильности современного общества.
2.Историческая
Исторический путь становления и развития азербайджанского народа. В современных условиях развития общества осуществление преемственности на достаточно высоком уровне возможно лишь в системе образования.
3. Педагогическая
Реализация данных идей способствует повышению уровня образовательного процесса как в школе, так и в обществе целом.
4. Научно-методическая.
Уникальность, многопрофильность и насыщенность содержательного компонента программы, изучение и обобщение опыта создателей музея позволяет актуализировать ряд научно –методических инноваций в педагогике, истории, этнографии, культорологии.
5. Культурологическая
Культурное наследие Азербайджана многообразно ( а по некоторым своим компонентам уникально). Азербайджанская культура есть неотъемлемая часть мировой культуры. Сохранность азербайджанской культуры и её многообразие есть один из гарантов развития и сохранения как русской, так и мировой культуры.
Общая характеристика программы кружка
Содержание программы может быть дополнительным материалом таких школьных предметов обучающихся как русский язык и литература, география, изобразительное искусство, музыка, технология.
Обеспечение программы
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Данная программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
-формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные учебные действия:
-строить речевой высказывание в устной форме;
-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Мустафаеава Гюльнар Джахангир кызы.
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО г.Ульяновска «Центр детского творчества №2»
«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА»
Из опыта работы кружка
Программа кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009г. №373); письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта».
Программа разработана на основе:
- Закона РФ «Об Образовании»;
-Федерального государственного образовательного стандарта;
-СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-Образовательной программы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения г. Ульяновска «Средняя общеобразовательная школа №78 имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева»
Программа кружка «История и культура Азербайджана»» предназначена для реализации общеинтеллектуального направления, в частности поисково-краеведческого.
В условиях многонациональности, идеи воспитания детей в духе патриотизма, взаимоуважения к культурным традициям других народов программа внеурочной деятельности «История и культура Азербайджана» является актуальной и востребованной.
Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Во-вторых, обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.
В-третьих, Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …».
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Программа кружка, безусловно, поможет в воспитании детей в духе уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Благодаря тесному сотрудничеству дирекции школы с Ульяновским отделением ВАК в 2008 году в 78 школе города Ульяновска был открыт музей «История и культура Азербайджана», на базе которого функционирует кружок с таким же названием. В 2015 году школе присвоили имя первого президента Азербайджана Гейдара Алиева. Много было сделано этим великим политиком для развития дружественных взаимоотношений между Азербайджаном и Россией. Особенно теплые отношения связывали Гейдара Алиева с Ульяновском. В 1977 году он приезжал на открытие памятника своему соотечественнику Нариману Нариманову. В 1983 году возглавил Государственную комиссию по расследованию причин катастрофы теплохода «Александр Суворов». Эти дружественные отношения и сейчас продолжают развиваться. Свидетельством этого является капитальный ремонт, произведенный в 2010 году за счет средств благотворительного Фонда Гейдара Алиева. Инициатором такого ремонта стала Президент Фонда, Первая Леди Азербайджана Мехрибан Алиева, которая уделяет огромное внимание заботе о детях по всему миру.
Сегодня у нас обучаются ребята восьми национальностей. Это позволяет назвать нашу школу многонациональной. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Общие экономические интересы в прошлом и настоящем, а также гуманистические ценности культуры, которые служат делу межнационального сближения в смешанной национальной среде, межнациональном контакте, способствуют преодолению языковых и культурных барьеров в ситуации диалога разных культур.
Долг нынешнего поколения сохранять и приумножать богатое культурное наследие народа. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству красоте.
История, культура, традиции Азербайджана интересны не только азербайджанцам, но и другим народам, проживающим на территории Ульяновской области.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Новизна программы в том, что она направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему не только Азербайджана, но и родного края, что имеет большое воспитательное значение. Ребята изучают, анализируют представленный материал и сопоставляют его с нашим краем. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания толерантности у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание толерантности учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.
Ребёнок, подросток, который будет знать не только историю своего города, быта своих предков, памятников архитектуры, но и других народов никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
1) Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к истории и культуре Азербайджана и родного края.
2) Программа учит быть не просто пассивными участниками общеобразовательного процесса, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, делиться своими знаниями , принимая участие в поисково –исследовательской деятельности, в различных конкурсах с окружающими, в телемостах с учащимися средней школы № 27 города Баку и представителями Россотрудничества в Азербайджане в рамках дружбы между народами.
Адресат программы
Программа кружка «История и культура Азербайджана» предназначена для учащихся 8 классов, реализуется за 1 год. Оптимальный состав группы – 15 человек.
Объём программы
Программа предназначена для дополнительного обучения и воспитания в системе школьного образования и рассчитана на 1 год обучения в 8 классе.
Общий объём часов по изучению курса составляет 72 часа (из расчёта 2 часа в неделю).
Длительность занятия 45 минут.
Цель программы
Целью данной программы является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к истории и культурному наследию государства Азербайджан, формирование патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.
Задачи программы
1. Изучение прошлого и настоящего республики Азербайджан, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в Ульяновске, в Ульяновской области и районе.
2. Воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и миролюбия.
3. Активизация поисковой деятельности учащихся.
4. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
5. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
6. Активизация поисковой деятельности учащихся.
7. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Выполнение вышеперечисленных задач программы кружка «История и культура Азербайджана» позволяет расширить, актуализировать возможности в реализации следующих идей.
1. Социальная
Социально-устойчивая, толерантная, патриотическая личность, осознающая в своём духовном багаже морально-нравственные критерии для адекватного восприятия любой информации – гарант социальной стабильности современного общества.
2.Историческая
Исторический путь становления и развития азербайджанского народа. В современных условиях развития общества осуществление преемственности на достаточно высоком уровне возможно лишь в системе образования.
3. Педагогическая
Реализация данных идей способствует повышению уровня образовательного процесса как в школе, так и в обществе целом.
4. Научно-методическая.
Уникальность, многопрофильность и насыщенность содержательного компонента программы, изучение и обобщение опыта создателей музея позволяет актуализировать ряд научно –методических инноваций в педагогике, истории, этнографии, культорологии.
5. Культурологическая
Культурное наследие Азербайджана многообразно ( а по некоторым своим компонентам уникально). Азербайджанская культура есть неотъемлемая часть мировой культуры. Сохранность азербайджанской культуры и её многообразие есть один из гарантов развития и сохранения как русской, так и мировой культуры.
Общая характеристика программы кружка
Содержание программы может быть дополнительным материалом таких школьных предметов обучающихся как русский язык и литература, география, изобразительное искусство, музыка, технология.
Обеспечение программы
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Данная программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
-формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные учебные действия:
-строить речевой высказывание в устной форме;
-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.